Кризис еврозоны, конечно же, привлекает к себе большое внимание. Но внимание это приковано главным образом к нескольким вполне конкретным странам, удостоившимся львиной доли освещения средствами массовой информации, которые преподносят это как сенсацию. Так, Грецию сейчас буквально все считают синонимом «опасности от слишком большой задолженности». Похоже, Кипр станет следующим получателем обременительного пакета помощи, который отсрочит его полный крах, но приведет к длительному периоду мощной безработицы, мерам жесткой экономии и продолжительному политическому кризису.
Однако очень мало внимания уделяется тяжелейшим экономическим невзгодам, выпавшим на долю самых новых членов Евросоюза, где ситуация с начала кризиса еще хуже, чем в предположительно застойных частях «старой Европы», таких как Франция и Бельгия. История трудностей и проблем, с которыми сталкиваются новые в составе ЕС государства, а также их неспособность преодолеть негативное наследие коммунизма просто невероятны, и рассказывать об этом нужно самой широчайшей аудитории. Эта история и эти неудачи лежат в основе многих важных дебатов по политическим, экономическим и демографическим вопросам. Они говорят о том, что «серьезные» люди из западного истэблишмента пока еще не задумываются над тем, какие глубокие изменения ждут Европу в будущем, и насколько радикальными будут преобразования старой политики.
Болгария - это нагляднейший пример того, о чем я веду речь. Когда эта страна вступила в 2007 году в Европейский Союз, там царила едва сдерживаемая эйфория. Все надеялись, что после долгого и трудного периода исполнения сложных протоколов по вступлению в ЕС и осуществления многочисленных и остро необходимых политических и экономических реформ страна открыла, наконец, новую страницу и теперь начнет быстро подниматься к западному уровню жизни. Так думали не только наивные оптимисты, несведущие наблюдатели и дилетанты; это было граничащее с верой убеждение в широких академических кругах. Помню, как сидел на многословных лекциях о «европейской модели» и о «европейском будущем» бывших коммунистических стран. Там мысль об экономической стагнации Болгарии и ее соседей не возникала даже в качестве самой невероятной возможности. Если бы во время такой лекции кто-то поднял руку и спросил «но что, если возникнет крупный кризис, и новые члены ЕС из Восточной Европы четыре с лишним года будут жить безо всякого экономического роста», его бы немедленно отправили в ближайшую психушку. Все знали, что членство в ЕС - это секретный эликсир, и что оно дает огромные выгоды и преимущества.
Но начиная с 2007 года, который в ретроспективе все больше и больше кажется апогеем западной модели, ситуация стала становиться все более неприглядной и скверной. Экономический рост остановился, зарплаты не увеличиваются, безработица упорно остается на уровне свыше 12%, а цены на коммунальные услуги подскочили настолько, что вызывают слезы. Задумайтесь на минутку над следующей умопомрачительной статистикой, которая была опубликована в недавней статье агентства Reuters о массовых протестах в Софии и прочих крупных городах. Последней каплей для многих болгар стали зимние счета за электроэнергию, которые порой превышали доходы. И это в стране, где средний размер заработной платы составляет всего 400 евро в месяц, а пенсии в два раза меньше этой суммы.
Это страна, которая следовала каждому совету из западных наставлений, которая вступила в НАТО, вступила в ЕС и провела многочисленные реформы во всех секторах своей политики и экономики. Это страна, где граждан довели до того, что они вышли на улицы, потому что цены на электроэнергию там превысили размер средней заработной платы. Если это не доказательство грандиозного провала, то я даже не знаю, каким должно быть это доказательство.
И шансов на улучшение ситуации не предвидится. Очень Серьезные Люди говорят: надо увеличивать экспорт. Но это совершенно неприемлемая рекомендация. Почему? Потому что Болгария уже увеличила свой экспорт. Хотя экономические показатели в целом там отвратительные, экспортный сектор Болгарии действует весьма неплохо, и сегодня он почти на 30% превышает объемы периода вступления в ЕС. Проблема заключается в невероятно низком внутреннем спросе. Розничные цены в стране снижаются постоянно, начиная с 2007 года, уровень безработицы высок, и никаких признаков ее снижения не наблюдается, зарплаты очень низкие и не растут, население Болгарии сокращается, и процесс этот никаких признаков замедления не демонстрирует. Особенно мрачными кажутся демографические показатели и перспективы, а убыль населения в стране с 1989 года просто поражает. Численность населения в Болгарии в 2013 году такая же, как в 1952 году, и это намного более страшные показатели, чем в якобы дряхлой и умирающей России. Неумолимое старение населения и эмиграция наиболее талантливой молодежи ведет к тому, что возникает понижающее давление на экономику. Спад в экономике не остановится, если не произойдет внезапного (и совершенно неожиданного) скачка иммиграции.
Мне не доставляет никакого удовольствия разговор об этом, и само собой разумеется, что катастрофическое положение в Болгарии это настоящая трагедия для ее давно уже бедствующих граждан. Но важно отметить, что у Болгарии - нескончаемый перечень проблем и очень мрачное будущее вопреки тому, что она полностью «демократизировалась» и «реформировалась». Это важный урок для многих стран мира, чьи граждане требуют большей подотчетности от правительства, и особенно он важен для России. С учетом грандиозных провалов и неудач новых членов ЕС мне совершенно непонятно, почему в оппозиционных российских кругах бытует невероятно прочная уверенность, что «реформы» неизбежно приведут к вполне реальным практическим результатам. К сожалению, это не так. Было бы здорово, если бы бороться с коррупцией мы могли путем не имеющей к ней никакого отношения политической либерализации, или если бы политическая реформа автоматически улучшала экономические показатели. Но если посмотреть на последние несколько лет, становится все более ясно, что с проблемами надо бороться напрямую. Если хочешь победить коррупцию, надо активно и напрямую бороться с коррупцией. Если хочешь улучшить экономические показатели, надо сосредоточиться на улучшении экономических показателей. Но хотя все это кажется совершенно очевидным, это по-прежнему очень далеко от западных представлений о «демократическом развитии» - от точки зрения, где во главу угла ставится политическая реформа, а все остальное упускается из виду. Но как показывает печальный опыт Болгарии, позитивные перемены в политике не переходят автоматически в другие сферы.