Периодически появляются советы: «Учитесь у Германии», видимо, из-за близости этой страны, также проигравшей в последней мировой войне. Однако никто не упоминает ни про 57 раз менявшуюся после войны Конституцию, ни про воинскую повинность, существовавшую там вплоть до недавнего времени.
То же касается и реального положения дел в США и России, которая является третьим по величине экспортером вооружений. Конечно же, существуют «принципы», исключающие из партнеров страны, в которых нарушаются права человека и идут конфликты. В 1967 году премьер-министр Японии Сато установил «три принципа экспорта оружия», согласно которым запрещались поставки оружия только странам коммунистического лагеря.
Читайте также: Китай испытывает терпение Японии и США
Спустя 10 лет поле этого, в 1976 году премьер-министр Японии Мики, выдвинувший политику миролюбия, окончательно утвердил запрет на любой экспорт оружия. После этого название «три принципа» перестало отвечать своей сути. В то время это решение приобрело окраску парламентской меры против оппозиционных партий, которые, как Социально-Демократическая партия Японии набирали силу после Локхидского скандала, разразившегося в тот период.
Что же нанесло наибольший урон системе безопасности Японии в течение более 30-ти лет после принятия этого решения? Самая большая проблема заключалась в том, что Япония не могла участвовать в совместных международных разработках вооружений из-за того, что предполагалось, что детали и технологии, в создании которых принимает участие Япония, могут быть переданы «третьим странам».
Правительство Абэ в виде исключения решило принять участие в совместном производстве истребителя следующего поколения F35, который будет поставлен на вооружение Силам самообороны Японии. Вполне естественное решение. Критика наподобие «бесхребетно» и «на публику» бьет мимо цели. А сами фиктивные «три принципа» больше создают проблем, чем приносят пользы.
Также по теме: Япония и США - кто кого использует?
Известно, что правительства Японии и Великобритании фактически договорились о совместных разработках «костюма химической защиты» для противостояния терроризму. Мы имеем дело с последствиями смягчения политики «трех принципов», начало которому было положено кабинетом Ноды год назад. Для правительства Ноды от Демократической партии Японии, сплошные ошибки которого просто бросаются в глаза, это достижение можно назвать одним из немногих положительных результатов пребывания у власти. Хотелось бы, чтобы и Транс-Тихоокеанское Сотрудничество вместе с министром иностранных дел Японии К. Гэмба подтолкнули к пересмотру «трех принципов».