Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что стало с феминистской революцией?

Международный женский день заставил меня задуматься о таком вопросе: к чему мы пришли после стольких лет борьбы за равенство мужчин и женщин?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итоги выглядят неоднозначно. Дело в том, что хотя в таких странах как наша за последние десятилетия наблюдается огромное улучшение положения женщин, позиции равноправия больше никто не пытается оспорить и все сопровождается активной политикой равенства, предрассудки все равно сохранились. Кроме того, насилие над женщинами — это бедствие, которое сегодня все так же актуально, как и в прошлом.

Итоги выглядят неоднозначно. Дело в том, что хотя в таких странах как наша за последние десятилетия наблюдается огромное улучшение положения женщин, позиции равноправия больше никто не пытается оспорить и все сопровождается активной политикой равенства, предрассудки все равно сохранились. Кроме того, насилие над женщинами — это бедствие, которое сегодня все так же актуально, как и в прошлом. Что касается окружающего мира, в результате подъема религиозного фундаментализма он становится все жестче по отношению к женщинам, которых лишают статуса свободных и независимых людей.

Недавно мне удалось прочитать две увлекательных книги историка и специалиста по феминизму Кристин Бар (Christine Bard): первая рассказывает историю развития феминистских движений (в том числе и во Франции), а вторая, под названием «Феминистская революция» (Révolution Féministe), представляет собой интереснейшую антологию тех, кто боролся за права женщин во Франции.

Удивительно видеть, насколько современными оказались идеи этих феминисток, которые (зачастую в ущерб для собственного благополучия, а иногда даже с риском для жизни) открыли нам путь.

Мне хотелось бы особо отметить двух из них: Олимпию де Гуж (Olympes de Gouges) и Флору Тристан (Flora Tristan).

Олимпия де Гуж была незаконнорожденной дочерью аристократа, которая росла в небольшой буржуазной семье. Из-под ее пера в 1791 году вышла «Декларация прав женщины и гражданки»: в ней предлагалось наделить женщин теми же правами, которые были признаны за мужчинами в декларации 1789 года. Тем не менее, у Олимпии де Гуж был один серьезный недостаток: она не любила Робеспьера. Ей отсекли голову на гильотине в ноябре 1793 года. Опубликованный в газете le Moniteur Universel некролог буквально пропитан сексизмом и злобой: «Появившись на свет с больным воображением, они приняла свое безумие за ниспосланное природой вдохновение. Она захотела стать государственным деятелем, однако закон, судя по всему, наказал эту заговорщицу, которая позабыла о присущих ее полу добродетелях».

Полвека спустя Флора Тристан (тоже дочь аристократа, как и Олимпия де Гуж) сбежала от своего злобного мужа. Он нашел ее и несколько раз ранил из револьвера. Суд признал его виновным. Тем не менее, на Флору смотрели как на изгоя, потому что считалось (кстати говоря, такое случается и сегодня), что подвергшиеся насилию женщины сами во всем виноваты. Она решила объехать всю Францию, встречалась с рабочими и бедняками. Эта феминистка безвременно умерла от инсульта.

Мне же хочется в первую очередь подчеркнуть, что эти женщины стали своего рода предвестницами: они стремились к легализации разводов, гражданскому договору между сожителями, принятию мер для помощи беднейшим слоям населения и отмене смертной казни. Все эти реформы провели уже после их смерти...

Мы в неоплатном долгу перед ними. Сторонники феминизма (как мужчины, так и женщины) из всех стран мира являются продолжателями их дела.

После прочтения книги Кристин Бар о феминистских движениях становится ясно, что они (особенно Движение за освобождение женщин) сыграли немалую роль. Тем не менее, эти организации распались, а факт остается фактом: у нас эмансипацией женщин занимались лидеры, главы государств и правительства, а не политические партии.

— Прежде всего, это премьер-министр Леон Блюм (Léon Blum), который в 1936 году проявил невероятную отвагу и назначил трех женщин-министров, хотя в то время у прекрасного пола даже не было права голоса.

— Его дело продолжил генерал де Голль, который указом от 21 апреля 1944 года (наконец-то!) предоставил женщинам право голоса и возможность участвовать в выборах.

— Далее пришлось ждать больше 30 лет пока правительство Ширака при президенте Жискар д’Эстене не провело (при поддержке левых) закон Симоны Вейль (Simone Veil) об абортах.

— Позднее Франсуа Миттеран утвердил целый ряд законов о равенстве мужчин и женщин, Лионель Жоспен дал старт рассмотрению поправок в Конституцию, Николя Саркози провел реформы в корпоративной среде, а Франсуа Олланд недавно назначил трех женщин в Конституционный совет.

Но все же... Давайте внимательнее посмотрим на Европу, которая находится на острие копья равенства женщин и мужчин. На женщин приходится большинство специалистов с высшим образованием, однако они не занимают полагающиеся им посты (3% директоров крупных предприятий и 15% среди руководства среднего звена). Разрыв в зарплатах мужчин и женщин (с равной квалификацией и обязанностями) тоже никуда не делся. Насилие над женщинами также идет по нарастающей. По случаю председательства Великобритании в большой восьмерке Дэвид Кэмерон даже заявил, что намеревается внести борьбу с этим явлением в число приоритетных вопросов на будущем саммите.

Но сейчас, с приближением Международного женского дня наши взгляды обращаются в сторону тех государств, где жизнь женщин становится все тяжелее. Там все те, кто пытается сопротивляться, делают это с риском для собственной жизни. Речь идет, например, о бежавшей в Нидерланды сомалийке Айан Хирси и писательнице из Бангладеш Таслиме Насрин: хотя исламисты приговорили их обеих к смерти, они все равно продолжают борьбу. Именно им я и хочу посвятить эту статью. Ведь они — это Олимпии де Гуж и Флоры Тристан нашего времени.