Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Изменение балансов сил на новом Ближнем Востоке и извинения Израиля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Принесенные Израилем извинения привели к психологическому перевесу Турции в регионе, как в общественном мнении арабского мира, так и в глазах Израиля значение Турции существенно возросло. С повышением регионального влияния нашей страны данный факт в перспективе может способствовать решению палестинского вопроса.

После убийства израильскими коммандос девяти турецких граждан при нападении на судно «Голубая Мармара» в мае 2010 года отношения Турции и Израиля подошли к точке замерзания. Все это время турецкая сторона требовала, чтобы Израиль принес извинения и выплатил компенсации семьям погибших. Этих извинений пришлось ждать три года - до 22 марта 2013. Немаловажно значение данного факта с точки зрения регионального расклада сил и реконструкции Ближнего Востока. Прежде всего, принесение Израилем извинений перед турецким народом стало событием, безусловно, повышающим вес Турции в регионе в психологическом отношении. Однако рассмотрение данного события только как дипломатического успеха Турции в историческом масштабе может привести к тому, что мы не сможем увидеть другие трансформирующиеся в регионе балансы. После извинений Тель-Авива можно по-новому интерпретировать происходящие в регионе в целом события.

Известно, что, действуя даже в противовес международным правилам, Израиль не уступает и не приносит извинений. Но почему вопреки годами продолжавшейся настойчивости Израиль сейчас попросил прощения у Турции? Момент этого шага многозначителен с точки зрения текущего расклада сил на Ближнем Востоке. В первую очередь, мы видим, что извинения были принесены в редко встречаемой дипломатической манере. Эрдоган в рамках трехсторонних телефонных переговоров с Обамой и Нетаньяху принял официальные извинения Израиля. Участие третьей стороны, пусть и по телефону, в такого рода переговорах между двумя странами - достаточно интересная ситуация с позиции дипломатических норм. Необходимо многомерно рассмотреть данный вопрос с позиции Турции, Израиля и США.

Новый взгляд США на проблемы Ближнего Востока

В то время как основная область интересов США ориентирована на Азиатско-Тихоокеанский регион, среди кандидатов, способных заполнить возникшее в раскладе сил на Ближнем Востоке пространство, на первый план выходят Россия, Иран и Турция. Россия и Иран оказывают друг другу поддержку в регионе. Деятельность чуждой для региона силы - США - постоянно опиралась или на военную мощь, или на содействие союзников. В настоящее время по причине прошлых ошибок Вашингтон стремится избежать применения военной силы на Ближнем Востоке. Особенно после операций в Афганистане и Ираке США стараются держаться в стороне от подходов, связанных с внешним вмешательством. Первые сигналы позиции Обамы по этому вопросу проявились на примере Ливии. Отдаленность от прямого военного вмешательства можно отчетливо наблюдать в сирийском вопросе.

Такая трансформация в подходе США напрямую касается Израиля, поскольку американская военная сила и намерение осуществить вмешательство были одними из базовых элементов, на которые полагался Израиль в регионе. Если что-то шло не так, США в защиту Израиля включались в ход событий и осуществляли протекторат. Например, оккупация Ирака 2003 года - это не американская политика, касающаяся национальных интересов, она была проведена для обеспечения безопасности Израиля. Несмотря на все предположения, связи между захватом Ирака и 11 сентября не было. И сами американцы не высказывали подобных идей. Основной повод заключался в том, чтобы ослабить Ирак и осуществить вторжение под предлогом уничтожения оружия массового поражения. Однако годы, проведенные США в Ираке, нанесли им серьезный ущерб как с материальной, так и с репутационной точки зрения.

Вероятно, среди вопросов, возникших на повестке дня в ходе визита Обамы в Израиль, также была и ситуация в Сирии, и ядерная программа Ирана. Уже в течение нескольких лет Израиль жаждет вмешательства и нанесения ударов по иранским объектам. Однако, как можно предположить, США явно дали понять, что решительно намерены продолжать политику избегания военного вмешательства. И впоследствии США по возможности будут действовать именно так на Ближнем Востоке, по крайней мере, в период Обамы. Эта ситуация неизбежно вызывает беспокойство Израиля. Небрежное использование военной силы в Ираке послужило поводом для переоценки американцами собственных национальных интересов и более пристального внимания к еврейскому лобби в США. Например, американские ученые Стивен Уолт и Джон Миршаймер в книге под названием «Израильское лобби и внешняя политика США» («The İsrael Lobby and the US Foreign Policy») рассмотрели, как представители данных кругов направляют внешнюю политику США в противоположном американским национальным интересам направлении.

Таким образом, несмотря на влиятельное израильское лобби, США стали занимать позицию страны, стремящейся держаться более отдаленно от Израиля. Как результат этого обстоятельства, в прессе возникло обсуждение напряженности в отношениях Обамы и Нетаньяху. В итоге для смягчения американо-израильских отношений президент США был вынужден осуществить визит в Израиль. Однако, хотя этот визит и был осуществлен под влиянием израильского лобби, он был ознаменован переговорами, повестку дня и условия которых определили американцы. Обама подверг критике политику строительства еврейских поселений, проводимую Израилем, и подчеркнул неизбежность независимой Палестины для обеспечения мира Израиля.

Ограниченность возможности применения военной силы повышает значение, которое США придают своим союзникам в регионе и особенно Турции. Из кандидатов на новую региональную силу на новом Ближнем Востоке (Россия, Иран и Турция) предпочтение США - союзник в период холодной войны и член НАТО Турция. При этом у другого важного союзника - Израиля - отсутствует потенциал продвижения в регионе американских национальных интересов, и это наносит вред региональной политике США. Таким образом, стратегической необходимостью для Вашингтона является поддержка активности Турции в регионе. Следовательно, ориентир США в политике на Ближнем Востоке и единственная страна, которую необходимо поддерживать - Турция.

Во избежание региональных противоречий США были вынуждены примирить двух своих союзников - Израиль и Турцию. В связи с возрастающим значением Турции это перемирие, если потребуется, должно было быть обеспечено за счет уступок Израиля. Поэтому Обама убедил Израиль в необходимости нормализации отношений с Турцией. В итоге факторами, обеспечившими согласие Израиля, стали меняющийся подход США к региону, новый региональный расклад сил и обновление геополитического окружения Израиля.

Меняющееся геополитическое окружение Израиля и изоляция


Наиболее бросающееся в глаза событие на окружающих Израиль территориях - серия политических процессов, называемых «арабской весной». Во всех странах, где данные процессы имели место быть, произошли трансформации, которые не отвечают интересам Израиля и вызывают его беспокойство. В то время как политическая почва под Израилем оседает, ситуацию последнего периода в этой стране можно охарактеризовать как «изоляцию». Ключевыми в этом отношении событиями стали приход к власти исламистов в Египте и Ираке, ожидаемое свержение режима Асада в Сирии и создание нового правительства, которое, по всей видимости, вряд ли будет дружественно настроено к Израилю. При рассмотрении позиции Ирана по отношению к Израилю становится понятно, что единственной страной, которую Тель-Авив может воспринимать как друга в регионе, остается Турция.

До настоящего момента в качестве силы, способной заместить все страны в регионе, Израиль всегда рассматривал США. И причиной проведения Тель-Авивом опрометчивой и упрямой политики в ответ на события в регионе стала американская поддержка. Однако последний визит Обамы в значительной степени изменил идею о том, что США будут занимать сторону Израиля, что бы он ни предпринял. Критика Обамы по вопросу израильских поселений и акцент на независимой Палестине послужили поводом для пересмотра Израилем своей позиции.

Теперь период выработки политики с опорой только на американскую военную силу подходит к концу. Сокращение интереса США к региону и подрыв американского имиджа в этом регионе заставляют Израиль адаптироваться к региональным событиям. И в этой связи важнейшей и неизбежной страной для Израиля является Турция. Все эти параметры способствовали убеждению Израиля в необходимости восстановления и развития отношений с Турцией. По всей видимости, послание США в адрес Израиля состояло в том, чтобы Тель-Авив отказался от безответственных действий и стремился к восстановлению отношений с потенциальными союзниками в регионе. В противном случае США не станут безоговорочно продолжать свою поддержку. В рамках таких стратегических расчетов Израиль, принеся извинения Турции, пошел по пути нормализации отношений.

Региональная сила – Турция


Влияние Турции в регионе с каждым днем возрастает. Крупнейшее препятствие для Турции – «Рабочая партия Курдистана» (РПК) и курдская проблема. Оба вопроса являются слабым местом для Анкары. Влияние и сила Турции в регионе с обезвреживанием РПК и решением курдской проблемы непременно будут увеличиваться. В этой связи интересным представляется момент, на который пришлись извинения Израиля и призыв к разоружению РПК. Их совпадение может свидетельствовать о том, что Израиль, постепенно приближающийся к изоляции, не желает терять потенциального союзника в лице набирающей силу Турции, поскольку это может породить тяжелые последствия для его безопасности.

Одни комментируют извинения Израиля как исторический успех Турции, другие  полагают, что приближается момент свершения прямого вмешательства в Сирию или Иран. На мой взгляд, это не успех Турции и не предпосылка для военной операции. Без решительной позиции Турции и американского давления не могло быть и речи об извинениях Израиля. Например, Ахмет Давутоглу обратил внимание на тот факт, что в течение последней недели Анкара находилась в контакте по этому вопросу не с официальными лицами Израиля, а с Вашингтоном и Госсекретарем США Джоном Керри. Было бы неверно также интерпретировать эти события как предвещающие новое внешнее вмешательство на Ближнем Востоке. Напротив, извинения Израиля были нацелены на достижение согласия о том, чтобы такого вмешательства не состоялось. Осознав, что США невозможно убедить в необходимости вмешательства для решения иранского вопроса, Израиль в силу собственной изоляции в регионе оказался вынужденным предпринимать шаги к нормализации внутрирегиональных отношений.

Все эти события следует правильно интерпретировать. Повышающая свое влияние в регионе Турция при поддержке США стремится занять центральное среди новых образований в регионе положение. В основе рискованной политики по сирийскому вопросу лежат усилия по укреплению Турцией той самой центральной позиции в рамках региональных трансформационных процессов. Те, кто настаивают на том, что Турция способна повысить свое региональное влияние благодаря сотрудничеству не с США, а с Россией, не замечают, что государство, которое поддерживает Россия в регионе - Иран.

Ошибочные интерпретации региональных событий наносят ущерб потенциалу Турции. Например, некоторые круги, прибегая к риторике проекта «Большой Ближний Восток», недооценивают американскую поддержку, оказываемую Турции в регионе. Хотя рассмотрение связей Турции с внешним миром и турецко-американских отношений не с позиций теорий заговора, а в рамках других точек зрения, является неотложной необходимостью в столь важный период сегодня. Конспирологические теории чрезвычайно препятствуют реализации Турцией своего потенциала.

Страны, стремящиеся стать региональной силой, желают использовать все возникающие перед ними возможности, не обращая внимания на то, кем они предоставлены. Это политическая необходимость. Дешевые теории заговора и антиамериканизм могут иметь успех в общественном мнении, однако мы должны рассматривать события внутренней и внешней политики с точки зрения национальных интересов нашей страны.

Принесенные Израилем извинения привели к психологическому перевесу Турции в регионе, как в общественном мнении арабского мира, так и в глазах Израиля значение Турции существенно возросло. С повышением регионального влияния нашей страны данный факт в перспективе может способствовать решению палестинского вопроса. К тому же нормализация отношений с Тель-Авивом способна стать преимуществом и для Анкары, поскольку Турция также испытывает потребность в сотрудничестве с Израилем, особенно в области военных технологий.