На сегодня в отношении Сирии действует оружейное эмбарго, однако пакет санкций Евросоюза планируется пересмотреть уже к началу лета. В ходе последнего саммита в Брюсселе министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус (Laurent Fabius) объявил о том, что официальные Париж и Лондон договорились снять запрет на поставки оружия сирийским повстанцам. Решив вопрос, как говорится, в узком кругу, Фабиус вынес его на обсуждение между всеми членами ЕС.
«Мы просим у Старого Света снять эмбарго, чтобы бойцы сопротивления могли защищаться», – заявил французский министр. Он прямо сказал, что Британия и Франция, если ЕС не согласится, начнут действовать самостоятельно.
Глава британского внешнеполитического ведомства Уильям Хейг (William Hague) обозначил готовность своей страны поставить оппозиционерам бронетранспортеры, бронежилеты и оборудование. Пока речь идет лишь о том оборудовании, что используется преимущественно для спасательных работ. В перспективе ожидаются поставки зенитно-ракетных комплексов и противотанковых средств.
Глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) в ответ на это заявил, что ФРГ в принципе готова подискутировать на эту тему, но на неформальной встрече глав МИД стран ЕС в Дублине Германия, равно как и Швеция, Австрия и Голландия, ответила отказом. Главные опасения – если в Сирии появится больше оружия, крови прольется тоже больше, а само оружие в итоге попадет в руки исламистов, которые используют его для своих целей.
Позиция Москвы в этой ситуации остается неизменной. Россия против эскалации конфликта, которая станет неминуемым следствием поставок оружия в Сирию. Сама РФ, как отмечается, поставляет вооружение президенту Асаду лишь в рамках заключенных ранее контрактов и отрицает наличие новых договоренностей.
В действиях Франции и Великобритании наблюдается излишняя поспешность. Какая нужда была поднимать этот вопрос на саммите, посвященном экономическим вопросам? В повестке дня Сирия не значилась вовсе. Сейчас французы говорят о том, что повстанцы срочно нуждаются в защите, и для этого им нужны ПЗРК, поскольку у сирийского президента Башара Асада (Bashar al-Assad) сильная авиация. Неужели эта тема более важная, нежели угроза распада еврозоны ввиду долгового кризиса? Почему ею так активно занялись именно сейчас?
На выступлении в Конгрессе командующий армией НАТО в Европе Джеймс Ставридис (James Stavridis) заявил, что военнослужащие альянса готовы к вторжению в Сирию. Незадолго до этого в провинции Алеппо, как сообщает правительство страны, повстанцы использовали оружие массового поражения. В результате погибли 25 человек. Повстанцы заявили, что они непричастны, а оружие использовали власти. Еще ранее военная разведка Израиля обмолвилась, что силы Асада якобы готовятся к применению химического оружия. А пару месяцев до этого президент США Барак Обама прямо сказал, что «мир следит за вами» и что «применение химического оружия совершенно неприемлемо. Если вы допустите ошибку, будьте готовые нести ответственность за содеянное».
Выстраивается цепочка событий, которые логичным образом приводят нас к заявлению европейского главкома НАТО. О том, что операция по вторжению в Сирию, вероятно, готовилась много раньше, свидетельствуют следующие факты.
Во-первых, в прошлом году на границе с Сирией в Турции была размещена система «Пэтриот» якобы для защиты союзника НАТО от попадания случайных ракет. Тогда было официально объявлено, что система может быть использована исключительно в оборонительных целях, поскольку дальность ее действия искусственно снижена. Между тем Джеймс Ставридис обмолвился, что уже есть «техническая возможность очистить север Сирии от боевых самолетов Асада» с использованием системы «Пэтриот». Когда-то схожий вариант был испробован на территории Ливии.
Во-вторых, у НАТО уже есть разработанный план военной интервенции в Сирию. Фактически никаких препятствий для этого не осталось. Нужен лишь повод. После недавнего применения ОМП в стране не столь важно – повстанцы это были или правительство, он есть. Повстанцы, вооруженные европейским оружием, – в помощь интервентам.
В контексте этого любопытно смотрится позиция США по поводу оружейного эмбарго. Американцы инициаторов его отмены не поддержали. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney) заявил, что позиция его страны «в плане оказания военной помощи» для сирийской оппозиции не изменилась. Штаты отказались от намерения поставлять боевикам из Сирии оружие. Однако Карни отказался комментировать действия Франции и Великобритании.
Почему вдруг США и Великобритания, которые почитаются за близких друзей, разошлись во взглядах там, где их мнения, как правило, совпадают? Наиболее вероятно, США не хотят выглядеть в этой ситуации единственным агрессором и предпочитают переложить часть ответственности за свержение режима Асада на плечи союзников.
Похоже, Парижу и Лондону не так важно, что скажут «Германия и Ко». Решение о поставках оружия принято, прикрывается оно необходимостью защиты граждан, и изменить что-то здесь сложно. Вокруг действующей власти в Сирии все туже затягивается петля.