Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Истребитель «Зеро» ищет дорогу домой

© Фото : U.S. NavyЯпонский истребитель «Зеро»
Японский истребитель «Зеро»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До завершения Второй мировой войны в 1945 году Япония выпустила примерно 10 тысяч истребителей Зеро. Сейчас осталось всего четыре таких машины, которые могут подняться в воздух. Однако у них - американское «гражданство». И только один самолет пытаются «вернуть на родину».

До завершения Второй мировой войны в 1945 году Япония выпустила примерно 10 тысяч истребителей Зеро. Сейчас осталось всего четыре таких машины, которые могут подняться в воздух. Однако у них - американское «гражданство». И только один самолет пытаются «вернуть на родину».

Уроженец префектуры Тотиги, Япония, ныне проживающий в Новой Зеландии, Масахидэ Исидзука (52 года) мечтает вернуть летающий Зеро в Японию. Этот человек управляет компанией, выпускающей куртки для пилотов, а также периодически пишет статьи для специализированных журналов по авиации.

В начале Тихоокеанской войны истребитель Зеро своей высокой маневренностью, дальностью полета и скоростными характеристиками продемонстрировал всему миру конструкторские навыки японцев. В 2008 году Исидзука начал компанию по «возвращению в Японию японского наследия». Спустя год он зарегистрировал компанию в США и выкупил самолет у американского коллекционера, собирающего модели истребителей со всей планеты, примерно за 350 миллионов иен.

В его владение поступила 22 модель производства Mitsubishi Heavy Industries. Этот самолет был обнаружен в 1970-х годах в Папуа-Новой Гвинее, после чего его приобрел американский коллекционер. Затем истребитель ремонтировался в России, где его снова научили летать. Родной двигатель пришел в негодность, и его заменили на двигатель американского производства.

Читайте также: Советский Т-34, опробованный американцами

В каждой стране своего пребывания самолет ставился на учет в соответствующем авиационном департаменте. Исидзаки планирует изменить его текущую американскую регистрацию на японскую.

Однако на пути самолета в небо над Японией возникло несколько препятствий.

Во-первых, это разрешение Департамента гражданской авиации. Согласно требованиям Федерального управления гражданской авиации Министерства транспорта США необходимо (1) гарантировать безопасность самолета по установленным параметрам, (2) также нужно, чтобы пилот, управляющий самолетом, обладал всеми необходимыми знаниями и навыками. «Мы ничего не можем утверждать, пока не будет подано заявление, но если дело касается реставрированного истребителя, то, скорее всего, провести его будет не сложнее обычных самолетов», - отметил представитель управления гражданской авиации.

Что касается пилота, то с предложением о помощи выступил глава компании рыболовной авиации Такэхико Ногути (40 лет). У него есть соответствующее разрешение вести курсы по управлению самолетами - от винтовых до реактивных - в Японии и квалификация управлять истребителем Зеро, действие которой распространяется и на США.

Японские самолеты во время второй мировой войны


Нужно учесть еще и финансовую сторону вопроса. Расходы на техническое обслуживание самолета составят примерно 30 миллионов иен в год. Предполагается производить полеты на авиационных шоу в каждом регионе страны, но вряд ли на это удастся заработать достаточную сумму.

Также по теме: Кровавая бойня, стоящая между Китаем и Японией

В связи с этим продолжаются поиски спонсоров. После финансового кризиса и землетрясения в Восточной Японии они были вынуждены остановить поиск, но этой весной вновь взялись за дело.

Существует точка зрения, что истребитель Зеро символизирует войну. Исидзаки говорит по этому поводу следующее: «Война должна оставаться в памяти как историческое наследие. Это также связано и с сохранением мира. Для того, чтобы сохранить авиационную технику, которой когда-то гордилась Япония, я хочу вернуть на родину истребитель Зеро, который еще может летать».

Растущие надежды на возвращение связаны с воспитанием конструкторов

Многие люди надеются на возвращение Зеро на родину.

Куратор Музея авиации Токодзава Рё Кондо поясняет: «При маломощном двигателе и облегченном фюзеляже самолет был доведен до вершины возможностей. Высокотехнологичное оснащение, созданное в ограниченных условиях, можно считать одним из традиционных ремесел Японии».

Председатель Клуба любителей авиации Итиро Мицуи добавляет: «Я думаю, что когда все увидят, как самолет из прошлого, который был предметом гордости Японии на весь мир, полетит в небо, появится новое поколение будущих одаренных конструкторов и пилотов».

Читайте также: Какая на самом деле была Вторая мировая война

Дочерняя компания Mitsubishi Heavy Industries, которая разработала и производила Зеро -  Mitsubishi Aircraft Corporation - находится в процессе создания первого в стране малого самолета пассажирской авиации под название «MRJ».

По словам смотрителя архива Mitsubishi Heavy Industries в городе Фукуяма, префектура Аити, Окано (84 года) разработчики MRJ периодически приходят в архив и детально рассматривают выставленный там истребитель Зеро.

Окано отмечает следующее: «Они рассматривают самолет, комментируя: «А вот здесь они сделали так - отличная идея», - хорошо, если у них получится связать предмет гордости прошлого и современность».

Разработка MJR происходит в довоенном здании в городе Нагоя. Более 70 лет назад именно здесь проектировали истребитель Зеро.

Официальное название Зеро - «Морской палубный истребитель Тип 0». Истребитель был разработан во второй половине 1930-х годов Mitsubishi Heavy Industries по заказу Японского флота. До завершения войны Mitsubishi и Nakajima выпустили примерно 10 тысяч машин. Самолет выделялся своей легкостью фюзеляжа и высокими летными характеристиками. По стадиям разработок существуют серии номер 21, 22 и 23. В Японии выставлено десять реконструированных «нелетных» фюзеляжей.