Ученые из Соединенных Штатов сумели опытным путем подтвердить известный тезис о том, что думать – вредно. Вывод из американских исследований простой, но шокирующий всякого трезвомыслящего человека: учеба вредит мозгу.

У школьников появился новый аргумент для споров с требовательными учителями и амбициозными родителями: учеба наносит вред нервной системе и мозгу. Вред, впрочем, обратимый, а мозг – всего лишь мышиный. Леннарт Муке (Lennart Mucke), специалист Глэдстоунского института – независимой биомедицинской исследовательской организации, базирующейся в Сан-Франциско, – проведя достаточное количество опытов на мышах, установил, что мыслительные процессы вредят ДНК: привычная работа головного мозга, в частности – обучение, изучение новых условий, – приводит к повреждению нервных клеток.

В рамках исследований для борьбы с болезнью Альцгеймера команда биологов под руководством Муке помещала подопытных мышей в новые просторные клетки с незнакомыми игрушками и свежими запахами. Ученые давали животным два часа на изучение новой территории, после чего замеряли уровень белка gamma-H2A. X в мышином мозгу. Этот белок накапливается при появлении в ДНК двухцепочечных разрывов, когда в молекуле нуклеиновой кислоты рвутся сразу две нити. Одноцепочечные разрывы в молекуле – не редкость, а вот двухцепочечные уже опасны: их наличие обычно сопровождает течение какой-либо болезни. В ДНК нейронов абсолютно здоровых мышей, которым на пару часов пришлось «включить» мозг для знакомства с новой территорией, появились эти «болезненные» двухцепочечные разрывы. Впрочем, в течение суток мышиный организм оказался способным восстановить практически все повреждения, полученные за два часа внеурочного мышления. Таким образом, заключает Муке на страницах журнала Nature Neuroscience, где опубликованы материалы исследования, обучение и запоминание сопровождаются усиленным повреждением ДНК и последующим усиленным ремонтом: если бы не эта регенерация, мозг быстро вышел бы из строя.

Причины, по которым нейронная активность повреждает ДНК, исследователи пока не могут объяснить. Но что же делать? Ведь если опираться на выводы Леннарта Муке, можно заключить, что распространенная во множестве языков идиома «ломать голову» имеет самое непосредственное значение – медицинское, и мозг – даже мышиный и тем более человеческий – вероятно, стоит иногда поберечь, не заставляя слишком много думать. Решения этой проблемы ученые пока что не нашли.