С тех пор как коллективное «ВЫ» стало Человеком года по версии Time Magazine в 2006 году, было проведено множество интернет-кампаний, цель которых заключалась в привлечении нашего внимания. Вы можете назвать клайдесдала (английская порода тяжелоупряжных лошадей – прим. перев.) компании Budweiser. Вы можете выбрать новый вкус чипсов Lays. И ваше мнение интересно не только представителям торговли: вы можете проголосовать за понравившихся вам участников конкурса фотографии. Вы можете делать ставки на фьючерсных рынках на того, кто одержит победу на тех или иных выборах. А собрав достаточное количество подписей, вы можете заставить Палату представителей рассмотреть вашу петицию.

Многие научные начинания основываются именно на таком краудсорсинге. При помощи элементарного приложения вы можете сообщить исследователям о точном моменте, когда зацветут ваши сирень или дерн, что поможет им проследить изменения сезонных циклов, вызванные изменениями климата. Вы можете принять участие в поисках самых больших простых чисел. Вы даже можете помочь ученым сканировать радиоволны в космосе, чтобы попытаться найти разумную жизнь на других планетах. Эти традиционные краудсорсинговые мероприятия дают пользователям возможность размышлять над идеями и обрабатывать данные, сидя за компьютерами прямо у себя дома.

Между тем, теперь некоторые проекты позволяют нашим виртуальным «я» покинуть атмосферу Земли благодаря современным космическим миссиям. Кто сказал, что кроме планетоходов, космических зондов, группы астронавтов и свиней в космосе никого не было? Мы больше не сторонние наблюдатели, которые следят за запусками космических аппаратов и восхищаются фотографиями других планет и звезд? Теперь мы можем управлять камерами, помогать в проведении экспериментов и даже отправлять наши аватары, чтобы они заселяли соседние планеты или возвращались к нам во временных капсулах.

Вот вам несколько примеров:

Астероид Чимни-Рок (Chimney-Rock). 10 апреля Японское агентство аэрокосмических исследований запустило кампанию, в рамках которой посетители его сайта получили возможность отправить свои имена и короткие сообщения на околоземный астероид (162173) 1999 JU3. Цель кампании, получившей название «Let’s meet with Le Petit Prince! Million Campaign 2» («Давайте встретимся с маленьким принцем! Миллионная кампания 2»), заключается в том, чтобы отправить в космос имена людей в рамках миссии Hayabusa2, которая стартует в 2014 году и в ходе которой исследователи будут изучать этот астероид. Когда аппарат Hayabusa2 достигнет астероида, имена принявших участие в акции людей, записанные на некоем носителе, станут доказательством того, что люди (или  по крайней мере их роботизированные представители) там побывали.

Эта кампания напоминает кампанию агентства NASA, собравшего 1,2 миллиона имен и подписей, которые потом были записаны на двух крошечных микрочипах и помещены в планетоход Mars Curiosity. Разумеется, все это может показаться странным - какова практическая польза от того, что имена людей попадают в космос? Однако идея «мечения» планеты или астероида – сохранение своей частицы на небесном теле, которое спустя десятилетия, возможно, превратится в космический мусор – имеет под собой мощный стимул. Именно поэтому Обсерватория Чимни-Рок с ее гравировками, оставшимися от первых исследователей и пионеров, является той исторической вехой, которую мы в ней сегодня видим, и именно поэтому гладиаторы вырезали свои имена на стенах Колизея, прежде чем погибнуть в бою. Для лидеров космических миссий, которые стремятся увлечь общественность исследованиями космоса, нет ничего более захватывающего, чем цифровое граффити.

Межпланетные капсулы времени. Главная цель миссии Hayabusa2 заключается в том, чтобы привезти на Землю образцы с астероида в 2020 году. Авторы проекта решили, что эта миссия может стать отличной возможностью для обычных людей заполнить капсулу времени. Желающие принять участие в этой акции должны написать и оправить координаторам миссии свои мысли и мечты о будущем, а также свои надежды и ожидания в процессе восстановления после природных катаклизмов: в частности у людей появится возможность выразить свои чувства в связи с землетрясением и цунами 2011 года, которые опустошили восточное побережье Японии. Имена, послания и иллюстрации будут записаны на микрочип, который не только коснется поверхности астероида, но и станет частью взятых с него образцов, которые будут отправлены на Землю. 

Но почему мы должны ограничивать себя 6-летней капсулой времени? Европейское космическое агентство и его партнеры работают над тем, чтобы связать краудсорсинг с космическими технологиями ради создания миссии KEO – получившей такое название, потому что эти буквы обозначают звуки, существующие во всех языках планеты Земля – в рамках которой мысли и образы всех, кто пожелает принять в ней участие, будут собраны на микрочипе, который вернется на Землю лишь через 50 тысяч лет.

Координаторы проекта КЕО написали на официальном сайте следующее: «У каждого из нас есть в распоряжении четыре страницы, не подлежащие цензуре – пространство равенства и свободы, на котором мы можем выразить наши стремления и протест, где мы можем рассказать о наших самых потаенных страхах и самых глубоких убеждениях, где мы можем поведать о нашей жизни нашим далеким потомкам, позволив им узнать о временах, в которые мы живем». Любой человек, пожелавший принять участие в этом проекте, получит возможность изложить свои мысли на четырех страницах.

На борту космического аппарата будут фотографии предметов культурного богатства Земли, капля человеческой крови, заключенной в бриллианте, и DVD с записью посланий людей. Идея заключается в том, чтобы запустить эту капсулу времени при помощи ракеты Ariane 5 на орбиту, расположенную в 2 километрах над поверхностью Земли, примерно в 2014 году. «50 тысяч лет назад Человек создал искусство, доказав свою способность к символическим абстракциям», - сказано на официальной сайте. А еще через 50 тысяч лет «будет ли Земля все еще рождать жизнь? Будут ли еще существовать люди?» И еще один логичный вопрос: будет ли то, что останется на Земле ы состоянии понять, что это такое, и будет ли возможность расшифровать эту информацию?

Hayabusa2 и КЕО присоединятся к тем капсулам, которые уже были отправлены в космос в ходе миссий Pioneer 10 и 11, а также Voyager 1 и 2. Однако прежде содержание капсул подбиралось небольшими группами людей. Теперь же мы сами можем выбрать ту информацию, которая будет представлять нас в космосе и о которой (в теории) будут размышлять наши далекие потомки.

Вы, регуляторы миссий и ученые. Прежде чем самим отправиться на Марс, вы можете сделать один замечательный шаг: вы можете указать инструментам, которые в настоящий момент ведут наблюдение за Марсом, куда им необходимо смотреть. На Марсианском разведывательном спутнике NASA находится специально разработанная в университете Аризоны камера с высоким разрешением, которая делает подробные снимки поверхности Марса. Эта камера, получившая название «народной камеры», позволяет вам – да, именно вам! – выбирать объекты для съемок: вы можете сделать это, заполнив специальную форму на официальном сайте и указав свои пожелания.

Недавно запущенный в космос наноспутник дает победителям краудсорсингового конкурса крикунов шанс проверить, будут ли их крики слышны в космосе. Этот наноспутник, запущенный в феврале, способен транслировать на Землю звуки, улавливаемые им в космосе, однако пока никому еще не удалось докричаться до космоса. Тем не менее, некоторые из вас, возможно, будут утверждать, что вопли участников конкурса обладают терапевтическим эффектом.