Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Энергетические напитки: страхи и факты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя за последние два десятилетия рынок энергетических напитков пережил стремительный рост, увеличение числа смертей, предположительно связанных с их употреблением, расследование Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, а также тревожный тон общественных настроений свидетельствуют о том, что медовый месяц подошел к концу. Нужно ли нам начинать беспокоиться?

Современному рынку энергетических напитков меньше 20 лет, но его продукты уже стали частью сомнительной традиции американских патентованных медпрепаратов. Мы всегда питали слабость к чудодейственным эликсирам и снадобьям, которые обещают нам здоровье и жизненную энергию, но сегодня мы предпочитаем приобретать лекарства в круглосуточных магазинах, а не в передвижных театрах. Говоря об энергетических напитках в целом, стоит отметить, что в их состав входит небольшое количество кофеина и мегадозы маркетинга и псевдонауки. И хотя за последние два десятилетия этот рынок пережил стремительный рост, увеличение числа смертей, предположительно связанных с употреблением энергетических напитков, расследование Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, а также тревожный тон общественных настроений свидетельствуют о том, что медовый месяц подошел к концу. Но нужно ли нам начинать беспокоиться?

С момента появления на рынке энергетических напитков их употребление всегда связывалось с идеей воодушевления и бунта. Давая этим напиткам названия «Monster», «Rockstar» и «Cocaine», их производители пытаются заинтересовать ими людей, которые любят опасность. По слухам, частная компания Red Bull тратит около 40% своих доходов на маркетинг, в том числе спонсирует соревнования в экстремальных видах спорта, а также такие зрелищные мероприятия как прыжок с парашютом Феликса Баумгартнера (Felix Baumgartner), который он совершил с высоты почти 4 тысячи метров. Тогда представители компании заявляли, что прыжок Баумгартнера в бездну был серьезной миссией, призванной расширить границы человеческих знаний, однако, как и многое другое в индустрии энергетических напитков, главной целью этого мероприятия была его зрелищность.

И, по всей видимости, эта тактика работает. С момента возникновения компании Red Bull в 1997 году рынок энергетических напитков серьезным образом вырос. Несмотря на стоимость этих напитков, их производители вели довольно оживленный бизнес в период экономического кризиса: с 2008 по 2012 год рынок вырос на 60%. Сегодня индустрия энергетических напитков оценивается в 12,5 миллиардов долларов, при этом в ней доминируют всего три крупные компании: на долю Red Bull приходится 42% рынка, на долю Monster – 37%, а на долю Rockstar – 11%. В категории энергетиков лидирующие позиции занимает компания 5-Hour Energy, на долю которой приходится 90% рынка. Только в США Red Bull продает более 1,5 миллиарда банок ежегодно. По оценкам экспертов компании Monster, с 2002 года в мире было продано 8 миллиардов банок этого энергетического напитка.

Однако в ближайшем будущем ситуация может коренным образом измениться. Осенью 2012 года Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания заявила о том, что она ведет расследование серии смертей, предположительно вызванных употреблением энергетических напитков. С 2004 по 2012 год в Комиссию поступило пять докладов о смертях, которые, возможно, связаны с употреблением Monster Energy, и 13 сообщений о смертях, вероятно, вызванных употреблением 5-Hour Energy. За эти доклады ухватились сенаторы Дик Дурбин (Dick Durbin) и Ричард Блументаль (Richard Blumenthal), которые долгое время настаивали на том, чтобы Комиссия занялась энергетическими напитками. В начале 2013 года против энергетических напитков высказалась Американская академия педиатрии, которая призывала к тому, чтобы запретить детям их употреблять. Возможно, в скором времени даже суды выскажут свое мнение по этому поводу. В декабре 2011 года 14-летняя девушка из штата Мэриленд по имени Анаис Фурнье (Anais Fournier), выпивавшая по две банки Monster Energy каждые 24 часа, скончалась в результате остановки сердца. Родители девушки подали на компанию Monster Energy в суд.

Независимо от того, какие нормы будут установлены и какие решения будут вынесены судами, стоит ли нам начинать волноваться? В состав большинства энергетических напитков входит нечто большее, чем просто вода, сахар, кофеин и смесь витаминов, аминокислот и лекарственных трав. Энергия означает калории, и большинство энергетических напитков содержит большое количество калорий, однако, по словам Майкла Джейкобсона (Michael Jacobson) из Научного центра защиты общественных интересов (Center for Science in the Public Interests), «это не то, чем они любят хвастаться». Энергетические напитки продают как «практичные средства», которые предположительно придают силы и усиливают концентрацию. Поскольку кофеин способствует увеличению концентрации, по мнению Джейкобсона, такое заявление можно назвать отчасти обоснованным.

Итак, сколько в энергетических напитках кофеина? На рынке есть энергетики, в порции которых содержится до 500 миллиграммов кофеина (это примерно в пять раз больше, чем в 150-граммовой чашке сваренного кофе), но вы вряд ли найдете их в местном магазинчике за углом. Подобные напитки с чрезвычайно высоким содержанием кофеина составляют весьма незначительную долю рынка и зачастую продаются далеко не везде. Ведущие компании-производители стараются делать так, чтобы уровень кофеина в их напитках не превышал уровень его содержания в кофе, продаваемом в кофейнях. В Starbucks в большой порции кофе объемом в 470 миллилитров содержится 330 миллиграммов кофеина, в Rockstar в порции кофе такого же объема – 160 миллиграммов. В банке Red Bull объемом 250 миллилитров на самом деле содержится всего 80 миллиграммов кофеина. В банке Coke Classic объемом 330 миллилитров – 35 миллиграммов.

В том, что энергетические напитки могут взбодрить, а также в том, что они имеют побочные эффекты, нет ничего загадочного: все дело в кофеине. В высоких дозировках кофеин дает побочные эффекты, знакомые каждому, кто злоупотребляет кофе: тремор, нервозность, тошнота и бессонница. Члены Американской ассоциации производителей напитков, торговой группы, объединяющей производителей энергетических и других неалкогольных напитков, сознательно предостерегают против употребления содержащих кофеин напитков детьми, беременными женщинами и людьми, чувствительными к кофеину. 

Однако существует несколько факторов, которые мешают потребителю оценить воздействие энергетических напитков. Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания ограничивает содержание кофеина в газированных напитках 71 миллиграммом на банку объемом в 350 миллилитров, однако эти ограничения не распространяются на энергетические напитки. Производители безалкогольных напитков должны указывать содержание кофеина на этикетках, однако на напитки, продаваемые как диетические добавки – а именно к этой категории относится большинство популярных энергетических напитков – это правило не распространяется. Более того, не стоит безоговорочно верить этикетке: в докладе, недавно опубликованном в Consumer Reports, говорится, что в пяти из 16 энергетических напитков содержалось по крайней мере на 20% больше кофеина, чем было заявлено на упаковке.

Как нам относиться к смертям тех людей? Их не стоит считать недвусмысленным предупреждением, как кто-то может подумать. Доклады о смертях этих людей основаны на докладах из Системы отчетов о побочных эффектах Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания. Такие доклады может составить кто угодно, и они вовсе не являются доказательством того, что тот или иной продукт стал причиной болезни или смерти. Учитывая то, что энергетические напитки продаются миллионами банок, вполне естественно, что кто-то может чисто случайно умереть или пережить приступ после их употребления. Комиссия старается отслеживать все подобные отчеты, однако власти некоторых штатов запрещают этому агентству собирать информацию, касающуюся побочных явлений. Более того, компании, которые продают свою продукцию как диетические добавки, обязаны сообщать Комиссии обо всех серьезных побочных эффектах, однако для компаний, которые продают свою продукцию как безалкогольные напитки, это необязательно. После того как Комиссия заявила, что она будет расследовать смерти пяти человек, предположительно связанные с употреблением Monster, компания Monster Energy объявила, что она переводит свою продукцию в разряд безалкогольных напитков.

В получившем широкую огласку отчете Сети оповещения о злоупотреблении наркотиками (Drug Abuse Warning Network), одного из проектов Управления службы лечения наркотической зависимости и психических расстройств (Substance Abuse and Mental Health Services Administration), говорится, что число обращений в отделения скорой помощи, связанных с употреблением энергетических напитков, удвоилось с 2007 по 2011 год - с 10068 до 20783 случаев. Этот отчет представляет собой гораздо более достоверный источник информации, чем непроверенные доклады о побочных эффектах: поставщик медицинских услуг обязан указывать, что именно употребление энергетических напитков само по себе или в совокупности с другими веществами повлекло за собой обращение за медицинской помощью. В отличие от докладов Комиссии по контролю за лекарствами и продуктами питания, которые поступают только тогда, когда кому-то захочется их отправить или когда компания решает, что она по закону обязана это сделать, в отчете Сети оповещения отражены все обращения за медицинской помощью, связанные с употреблением энергетиков.

Тем не менее, в этом отчете не указываются симптомы, с которыми пациенты обращаются в отделения скорой помощи, а также то, скольким из них потребовалась госпитализация. В нем также не указывается число пациентов, страдающих заболеваниями, повышающими чувствительность к кофеину. Более того, в нем также не учитывается тот факт, что люди, употребляющие энергетические напитки, возможно, несколько более склонны к рискованным поступкам – в своей маркетинговой стратегии производители этих напитков с самого начала делали ставку именно на это качество потребителей.

Независимо от того, насколько опасны энергетические напитки, Комиссия по контролю за лекарствами и продуктами питания должна закрыть лазейку с диетическими добавками и потребовать, чтобы все производители указывали содержание кофеина на упаковках. Вероятно, стоит также ввести ограничения на содержание кофеина в банке того или иного напитка, как это сделали в Канаде. Поскольку в состав энергетических напитков входит кофеин, его максимальная доза должна быть привязана к другим популярным продуктам с высоким содержанием кофеина, таким как кофе или кофеиновые таблетки.

В целом, энергетические напитки, если ими не злоупотреблять, безопасны для большинства людей. Как правило, в них много калорий и кофеина, однако они приносят не больше вреда, чем большинство популярных напитков на основе кофе. Главная загадка заключается в том, почему люди продолжают пить приторный Extra Strength 5-hour Energy по 3 доллара за банку, если они могут получить такую же дозу кофеина из таблетки NoDoz, которая стоит несколько пенсов, запив ее чем-нибудь вкусным и при этом еще и сэкономив.