Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Испытывали ли западные концерны лекарства на пациентах в ГДР?

© Валерий Титиевский / Перейти в фотобанкПроверка соблюдения правил оборота лекарственных наркотических средств в фармацевтическом учреждении
Проверка соблюдения правил оборота лекарственных наркотических средств в фармацевтическом учреждении
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда имеешь дело с диктатурой, нельзя полагаться на порядочность. Клиники в бывшей ГДР по заказу западных фармаконцернов проводили испытания новых медикаментов без ведома самих пациентов. В среднем концерны платили до 800 тысяч тогдашних бундесмарок за каждое клиническое испытание.

Выглядит все как во второсортном фильме ужасов: пациент приходит к врачу за исцелением, а его в целях наживы используют как подопытного кролика для клинических испытаний новых, не допущенных к употреблению медицинских препаратов. Однако журнал Der Spiegel уверяет, что в 50 клиниках в бывшей ГДР прошло около 600 подобных клинических испытаний.

Одной из этих клиник была знаменитая берлинская «Шарите». Обвинения не новы, еще в конце 2012 года газета Der Tagesspiegel сообщала о них. Теперь в «Шарите» при участии министерства здравоохранения Германии создана специальная комиссия, которая должна установить реальные масштабы клинических тестов и выяснить, нарушались ли при этом права пациентов. И кто, собственно, несет ответственность за нарушения, если они были: западные концерны или врачи в бывшей ГДР?

Фармаконцерны все обвинения отвергают

Свои обвинения газета Der Tagesspiegel основывает на том, что в историях болезни многих пациентов, принимавших участие в тестах, отсутствует собственноручно подписанное ими согласие на участие в подобных «клинических испытаниях». Однако бывшая ГДР обязалась выполнять принятую еще в 1964 году Хельсинскую декларацию, которая зафиксировала этические принципы медицинских испытаний на пациентах. Так что, как указывает в интервью DW Сузан Кноль (Susan Knoll), руководитель отдела связей с общественностью Объединения фармакологических предприятий, ведущих научные разработки, западные концерны полагались на добросовестность врачей в ГДР.

Не соответствует действительности, по словам Кноль, и утверждение газеты о том, что пациент должен был собственноручной подписью подтвердить свое согласие на участие в экспериментальной терапии: «Правило о собственноручной подписи пациента было введено только в 1996 году, до того достаточно было подписи врача, подтверждавшей, что он проинформировал пациента».

И уж совсем бездоказательными Сузан Кноль называет утверждения журнала Der Spiegel о том, что в ходе тестов имели место летальные исходы. Пока никаких доказательств прямой связи между использованием медикаментов и смертями пациентов не представлено. Поэтому, добавляет она, следует дождаться результатов работы комиссии по расследованию таких случаев.

Потенциальные жертвы уже требуют компенсаций

Председатель Союза помощи жертвам режима в ГДР Рональд Лессиг (Ronald Lässig) между тем, не дожидаясь результатов расследования, выражает уверенность в том, что в Восточной Германии целенаправленно проводились эксперименты на людях. «На самом деле это было унижение для людей, которые обращались за медицинской помощью к врачам», - подчеркнул он в интервью DW.

Господин Лессиг требует компенсаций для жертв тестов или их наследников. Кто им должен платить? Как фармаконцерны, так и клиники в Восточной Германии неплохо зарабатывали на таких экспериментах. В среднем концерны платили до 800 тысяч тогдашних бундесмарок за каждое клиническое испытание. «Это ли не свидетельство того, в каком отчаянном экономическом положении находилась ГДР? Режим ничем не брезговал, чтобы заполучить твердую валюту», - возмущается Рональд Лессиг.

Когда имеешь дело с диктатурой, нельзя полагаться на порядочность

Официальный представитель Федерального ведомства по изучению архивов «штази» Дагмар Ховештедт (Dagmar Hovestädt) подтверждает точку зрения Рональда Лессига. «Задачей "штази" было позаботиться о том, чтобы этот новый источник твердой валюты не иссякал», - указывает она. Ведомство по изучению архивов «штази» готово предоставить все необходимые для расследования документы.

Те же, кто не имеет опыта жизни в социалистических странах, должны, по выражению Ховештедт, понимать, в каких условиях проходили тесты. Тогда станет ясно, почему пациенты до сих пор молчали. «Эти тесты проводились в условиях диктатуры, где гражданские свободы и свобода мнений были ограничены. Поэтому и обходить существующие законы было намного проще», - заключает Дагмар Ховештедт.