Она начнется в Женеве 10 июня и будет идти несколько дней под председательством генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В ней впервые с начала конфликта примут участие порядка десяти оппозиционеров и представителей режима.
Российские и американские дипломаты упорно работают над подготовкой международной конференции по Сирии, которая должна начаться 10 июня в Женеве. На ней впервые за два года конфликта соберутся представители оппозиции и режима, чтобы обсудить возможности политического переходного процесса в Дамаске.
По информации оппозиционеров и занимающихся подготовкой встречи дипломатов, председателем конференции станет генеральный секретарь Организации объединенных наций Пан Ги Мун.
Режим передал список участников, в который вошли министр национального примирения Али Хайдар, вице-премьер Кадри Джамиль, министр информации Мохаммед аз-Зоаби, министр иностранных дел Валид Муаллем и политический советник президента Башара Асада Бусейна Шаабан. В то же время премьер-министр Ваэль аль-Халки туда не попал. «Режим попытался отправить в Женеву собственных оппозиционеров, но его российские союзники сказали «нет», — отмечает один европейский дипломат.
Тем не менее, пока что неясно, как будет выглядеть делегация оппозиции. Предлагаются две возможных схемы. Первая заключается в том, чтобы отправить в Женеву пять представителей Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (главное объединение оппозиции, признано в Европе и США), пять членов Национального координационного комитета (достаточно близкое к Москве светское оппозиционное движение) и пять повстанцев из Свободной сирийской армии. «Американцы хотят, чтобы в Женеве так или иначе присутствовали военные, потому что это ускорить процесс переговоров о прекращении огня на местном уровне», — рассказывает представитель оппозиции. Некоторые оппозиционеры наоборот воспринимают это в штыки и считают участие военных преждевременным. В Москве согласны с таким аргументом.
Башар Асад может воспользоваться разногласиями среди оппозиционеров
Другой, без сомнения, куда более реалистичный вариант заключается в объединении представителей четырех групп оппозиции. В первую могут войти бывший глава национальной коалиции Муаз аль-Хатиб и умеренный исламист (вероятно, Абделькарим Бакар). Во вторую попадут четыре руководителя Национальной коалиции (во главе с Риядом Сейфом) и представитель «Братьев-мусульман» Фарук Тайфур. «От "Братьев-мусульман" должно быть не больше одного человека, — продолжает оппозиционер. — Американцы и русские с этим согласны». Третья группа может включать в себя Мишеля Кило и Валида аль-Буни, которые приостановили членство в Национальной коалиции. Наконец, в последнюю войдут четыре представителя Национального координационного комитета во главе с Хайтамом Манной и Насером Раджа, к которым может присоединиться оппозиционер Луай Хусейн.
Далее встает вопрос лидерства в этой делегации оппозиционеров, которые так и не смогли преодолеть разногласия после начала восстания против Башара Асада. Чтобы не дать президенту Сирии сыграть на этих противоречиях, США хотят поставить во главе делегации ветерана сирийской политической оппозиции Риядха Тюрка, который провел более 20 лет за решеткой. Некоторые считают, что делегацию лучше возглавить Рияду Сейфу (одному или в паре с Хайтамом Манной).
Новые конституционные принципы на переходный период
Кроме того, 1 июня, то есть до конференции в Женеве, должна пройти встреча десяти с небольшим представителей оппозиции, на которой предполагается определить «общую программу минимум». В повестке дня международной конференции обозначены два приоритетных вопроса: подготовка новой сирийской хартии и формирование переходного правительства. «В Женеве нам нужно показать, что сирийская конституция Башара Асада не имеет силы, и предложить новые конституционные принципы на переходный период», — отмечает оппозиционер.
По мнению Америки и России, женевская конференция представляет собой переговорный «процесс», за которым должны последовать новые собрания рабочих групп, которым поручено решение различных вопросов (безопасность, освобождение заключенных, переходное правительство и т.д.).