Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трудности европейской интеграции на примере Великобритании

© Фото : Fotolia, samottТауэрский мост в Лондоне
Тауэрский мост в Лондоне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В шведском Стокгольме и его пригородах четыре дня продолжались ночные беспорядки. Подожженные машины, погромы, швыряющая камни толпа... Волнения начались в бедном столичном районе Хюсбю, а затем перекинулись на другие неблагополучные кварталы с большим числом иммигрантов среди населения. В чем эта ситуация напоминает лондонские беспорядки 2011 года?

Великобритания с трудом приходит в себя после убийства военного, которого двое людей иностранного происхождения зарезали во имя Аллаха. Государству, безусловно, не обойтись без серьезного пересмотра своей модели культурной и этнической интеграции.

Atlantico: В шведском Стокгольме и его пригородах четыре дня продолжались ночные беспорядки. Подожженные машины, погромы, швыряющая камни толпа... Волнения начались в бедном столичном районе Хюсбю, а затем перекинулись на другие неблагополучные кварталы с большим числом иммигрантов среди населения. В чем эта ситуация напоминает лондонские беспорядки 2011 года?


Мустафа Траоре: Интеграция, как и демократия, это своего рода идеальный процесс, который никогда не может подойти к завершению. Тем не менее, нам нужно всегда стремиться продвинуть ее вперед. Вот вам наглядный пример: в 1960-х годах США считали себя демократией и в этом ключе выступали против СССР, хотя на самом деле, как всем нам известно, ни о какой настоящей демократии в Америке речи не шло, потому что в южных штатах у черных не было права голоса. Такой же вывод можно сделать и о положении женщин во Франции в 1945 году. То, что мы с вами сегодня воспринимаем как демократию, может отнюдь не показаться таковой, если взглянуть на наше общество 50 лет спустя. То же самое касается и процесса интеграции.

В интеграционном процессе существуют агрессивные и насильственные, но необходимые фазы. Разве черные в США получили бы право голоса, если бы не волнения в Ноттинг-хилле, движение за гражданские права Мартина Лютера Кинга, Анджелы Дэвис, Малкольма Икс, Мухаммеда Али и «Черных пантер»? Сомневаюсь.

Что касается Великобритании, там проявлением начала настоящей интеграционной политики стали беспорядки в Брикстоне в 1981 году. В докладе лорда Скармана о причинах и ходе волнений прозвучали нелицеприятные выводы. Он заявил, что в Великобритании сформировалась расистская и дискриминационная государственная система. Сегодня Соединенное Королевство считается мультикультурной страной с любой точки зрения, несмотря на сохранение королевской семьи, англиканской церкви и акта о престолонаследии 1701 года. Беспорядки в Лондоне 2011 года представляют собой первые «пострасовые» волнения, потому в них преимущественно участвовали белые и черные (если точнее, ямайцы). От рук бунтовщиков пострадали занимающиеся бизнесом представители индо-пакистанского сообщества. Так, например, в Биргмингеме, двое из них погибли, когда пытались защитить свои магазины. Сообщества мусульман и сикхов всегда не лучшим образом относились друг к другу или даже проявляли враждебность. Тем не менее, в 2011 году индо-пакистанские мусульмане и сикхи впервые объединились, чтобы сообща дать отпор участникам беспорядков.

— В среду двое мужчин иностранного происхождения зарезали в Лондоне британского солдата. Они заявили, что совершили этот теракт во имя Аллаха. Как вы считаете, это преступление связано с трудностями в интеграции?

— Произошедшее в среду убийство британского военного — это ужасное преступление. Тем не менее, как я уже писал в книге «Интеграция мусульманской культуры в Великобритании: от принципов к практике» (L’intégration de culture musulmane en Grande-Bretagne, des principes à la réalité), в эпоху глобализации концепцию интеграции нужно рассматривать в общемировой перспективе. Другими словами, тем странам, которые сделали выбор в пользу интеграции, а не ассимиляции, нужно принять во внимание тот факт, что при интеграции нового слоя населения их общество становится многогранным с культурной, этнической и религиозной точки зрения. В таком случае необходимо внимательно следить за отношениями с другими нациями, особенно после распространения информационных технологий и выросшей в результате прозрачности границ. Нельзя стремиться к развитию демократии и интеграции меньшинств в собственной стране, но при этом во внешней политике презирать или несправедливо вести себя с государствами, откуда родом эти самые меньшинства. В современном глобализованном мире такое поведение серьезнейшим образом подрывает нашу инициативу по созданию более демократического и равноправного мира и общества. Интеграционный процесс направлен в сторону равенства и справедливости. Понимать и анализировать его нужно именно в этом ключе.

По словам преступника, к этому поступку его подтолкнула внешняя политика Великобритании. Он видит две противопоставленных друг другу группы, «мы» и «они». По всей видимости, его религиозные убеждения идут вразрез с внешней политикой Соединенного Королевства. Поэтому нам нужно учитывать внешнеполитическую стратегию в формировании интеграционного процесса.

Мустафа Траоре, доктор наук, специалист по британской политике и культуре.