Кливленд — Моя жена Рик прирожденная рассказчица (и превосходная слушательница). Когда мы с ней познакомились, я сказал ей, что она говорит без остановки. Я хотел этим сделать ей комплимент. Но она смутилась. Она верит в силу слов, произносимых вслух, в магию повествования. И, являясь учителем младших классов в школе для детей с задержкой психического развития, использует весь языковой арсенал. Она считает, что слова это не просто символы – это действия. Поэтому, когда я говорю: «Хватит говорить, надо что-то с этим делать», она отвечает: «Говорить это и есть делать».
Именно поэтому я никак не мог дождаться, чтобы показать Рик статью, случайно прочитанную в The New York Times, о том сильном воздействии, которое оказывают на маленьких детей рассказы. Согласно научным данным, от количества слов, которые младенец слышит до трех лет, зависят его интеллектуальные способности и успехи в школе. Как полагают ученые, если бы в раннем возрасте дети из бедных семей слышали такое же количество слов, как их ровесники из обеспеченных семей, то не было бы такой огромной разницы в их общем умственном и психическом развитии.
Рик это ничуть не удивило. Потому, что она как раз и была такой матерью, которая без остановки разговаривала с детьми. Она объясняла им все – даже самые несущественные мелочи. Но то, до чего Рик дошла сама интуитивно, делают далеко не все мамы. В генах человека не заложено ничего такого, что заставляло бы говорить без умолку с младенцами, которые реагируют на рассказы лишь бессмысленным взглядом в никуда, дрыгая ножками и клюя носом.
Бетти Харт (by Betty Hart) и Тодд Рисли (Todd R. Risley) из Канзасского университета провели исследование, в рамках которого записали и проанализировали сотни часов разговоров между родителями и младенцами. И вот, что они обнаружили: в семьях, живущих на пособии, дети слышат приблизительно 600 слов в час, в семьях простых рабочих – около 1200 слов в час, а в семьях квалифицированных специалистов – целых 2100 слов в час.
Проанализировав эти результаты и другие данные, ученые пришли к выводу, что самым важным фактором, влияющим на успеваемость в школе, является то количество слов, которые ребенок слышит в возрасте до трех лет. (Причем, те слова, которые ребенок слышит из телевизора или других подобных источников, оказывают на ребенка противоположное, то есть негативное влияние). Результаты этого исследования нашли подтверждение и в ряде других научных работ, и теперь в городе Провиденс, штат Род-Айленд, получившем грант в 5 миллионов долларов из фонда Bloomberg Philanthropies’ Mayors Challenge, будут организованы курсы, на которых малообеспеченных родителей будут учить разговаривать с детьми.
Большинство таких разговоров будут основаны на наблюдениях и описании каждого действия, например: «Мама надевает тебе туфельки. Твои туфельки коричневые. Они меньше, чем мамины туфли. Ты трогаешь мамину кофту. Она мягкая».
И можно надеяться, что такой непрерывный поток подробностей сформирует в детях потребность в дальнейшей информации, и слова, услышанные от родителей, смогут заложить основы любознательности, благодаря которой детям так же захочется слушать рассказы, как им хочется конфет. Существуют научные данные, указывающие на то, что дети, знакомые с историей своих семей, легче приспосабливаются к жизни, чем дети, которым не рассказывали семейных историй.
Психолог из Университета Эмори Маршалл Дьюк (Marshall Duke) со своим коллегой Робином Фивушем (Robyn Fivush) разработали опросник под названием «А ты знаешь?». Он содержит 20 вопросов, например, таких как: «А ты знаешь, где прошло детство твоей бабушки?», «А ты знаешь, в каком городе твои родители учились в школе?».
С помощью этого опросника ученые опросили 66 детей, а затем сравнили результаты с результатами тех обычных психологических тестов, которые дети проходили до этого. Сходство результатов было поразительным: оказалось, что те дети, которые лучше других ответили на вопросы из серии «А ты знаешь?», получили самые высокие оценки в тестах на уровень эмоционально-психического развития.
Чем больше человек знает об истории своей семьи, тем больше он чувствует себя частью чего-то большего. Он воспринимает себя участником непрерывной череды событий, персонажем непрекращающейся семейной хроники, истории взлетов и падений, стремлений к чему-либо – ведь такое происходит в каждой семье. Получается, что моя жена совершенно права – рассказывать это значит действовать. Слова и рассказы – а вовсе не мобильные приложения или развивающие игрушки – могут стать основным средством развития, воспитания более умных детей, которым будет больше везти, и которые смогут добиться в жизни большего.
Поэтому в следующий раз, когда дети попросят вас что-то им рассказать, не надо придумывать какие-то сказки о тридевятых царствах или космических пришельцах. Расскажите им о том, как вы когда-то забили решающий гол. Расскажите об их дедушке, который прожил в Америке 40 лет, так и не научившись говорить по-английски. Расскажите об их бабушке, которая после смерти дедушки в далеком 1944 году уговорила взять ее на его место разъездным торговцем автозапчастями. Об этом нам с братом рассказывала мама, и именно это всегда напоминало нам о том, что мы родились в семье, в которой никогда не отвечали «нет». И мне кажется, что самые лучшие рассказы – это те, которые рассказать нашим детям можем только мы.