Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арктическая стратегия Китая

Получив статус наблюдателя в Арктическом совете, Китай продолжил продвигать свои интересы

© Arctic CouncilАрктический совет должен играть более активную роль
Арктический совет должен играть более активную роль
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С тех пор как Китай получил на майском саммите Арктического совета статус наблюдателя, он трудится, не покладая рук. Китай дорого заплатил за свой новый статус, но это позволит ему достигнуть некоторых вполне осязаемых целей. Кроме значительных коммерческих, энергетических, инвестиционных и торговых преимуществ, Китай также получил стратегические преимущества.

С тех пор как Китай получил на майском саммите Арктического совета, проходившем в шведском городе Кируна, статус наблюдателя, он трудится, не покладая рук. 

Сперва председатель Народного политического консультативного совета Китая Юй Чженшэн (Yu Zhengsheng) посетил Финляндию, Швецию и Данию. Официальной целью его турне было укрепить торговлю и сотрудничество, особенно в Арктике.

Затем Китай объявил о расширении научно-исследовательского института, занимающегося Арктикой. Теперь этот НИИ будет совместно со скандинавскими исследовательскими центрами изучать эффекты глобального потепления и разрабатывать рекомендации по арктической политике и законодательству. Таким образом, Пекин дал понять, что он не собирается быть пассивным членом Совета, а хочет реально влиять на его будущую деятельность. Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation) одновременно объявила о сделке по разведке нефти у юго-восточного побережья Исландии, которую она заключила с исландской фирмой Eykon Energy.

Принадлежащая государству компания Sichan Xinue Mining также согласилась финансировать крупный международный горнодобывающий проект на гренландском железорудном месторождении Исуа. Если он окажется успешным, то подключатся и другие китайские компании – такие, как Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining, интересующиеся медью и золотом, проводившие разведку, но пока не начинавшие добычу. Есть и другие проекты, в частности, связанные с производством алюминия, которые уже обретают очертания или будут начаты, если проект в Исуа даст хорошие результаты.

Помимо этого недавно было объявлено о соглашениях с Роснефтью и Газпромом по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике. На очередном российско-китайском саммите Китай заключил с Роснефтью контракт, по условиям которого поставки нефти в Китай должны утроиться и дойти до 900 тысяч баррелей в сутки – то есть до одного уровня с поставками в Китай из Саудовской Аравии, сообщает последний номер Financial Times.

Чтобы заключить это соглашение, Роснефти пришлось согласиться на денежные вливания в форме очередных огромных кредитов от Китая на сумму в 25-30 миллиардов долларов и обещать облегчить приобретение нефтегазовых активов в России китайской компанией Sinopec. Другими словами в рамках своих гигантских энергетических инициатив в Арктике и на Дальнем Востоке России китайцы сумели увеличить и без того значительный долг Роснефти перед Китаем, который восходит к временам заключенного в 2009 году соглашения о нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан». Эта задолженность и планируемый Роснефтью рост поставок должны обеспечить КНР значительное влияние в регионе. 

В дальнейшем Роснефть намерена также рассмотреть вопрос об участии Sinopec в масштабном проекте на Дальнем Востоке России – Восточной нефтехимической компании, совместно основанной в 2007 году Роснефтью и конкурирующей с Sinopec Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Если Китай выделит Роснефти кредит в 2 миллиарда долларов в год под поставки нефти в течение 25 лет, Роснефть уже в этом году увеличит экспорт нефти в Китай на 800 тысяч метрических тонн. Ежегодные объемы экспорта могут дорасти до 31 миллиона тонн или до 620 тысяч баррелей в день, что почти вдвое превышает нынешние объемы.

Игорь Сечин, глава Роснефти и правая рука Путина, даже намекнул на 50 миллионов тонн в год. Еще одно соглашение Роснефти с CNPC, предполагающее добычу нефти в Арктике - в Печорском бассейне и на шельфе Баренцева моря, - также подчеркивает растущее значение CNPC на мировых рынках.

Газпром также объявил о своем намерении заключить в 2013 году долгожданную газовую сделку с Китаем и подписал с китайцами меморандум о взаимопонимании. Эта сделка тоже, возможно, будет предусматривать авансовые выплаты все более уязвимому Газпрому со стороны Китая.

С учетом того, что Россия сейчас столь же усиленно пытается разведывать и разрабатывать углеводородные и минеральные ресурсы Арктики, вполне понятно, что эта китайская активность на фоне открытия Северного морского пути для торговли между Европой и Азией ее нервирует – как, возможно, и другие арктические страны. Москва, бесспорно, встревожена, хотя и считает Пекин своим «стратегическим партнером».

Китай явно интересуется не только инвестициями и торговлей. Он продолжает стремиться обеспечить себе такие каналы поставок энергетических и других ресурсов, которые американский флот не сможет или не захочет прерывать. Beijing Review утверждает, что другие игроки пытались оттеснить Китай, но благодаря огромным усилиям, большим расходам на финансирование энергетической инфраструктуры в России и Канаде, а также собственной научной программе по арктическим исследованиям, «он в итоге сумел в рекордные сроки изменить баланс сил в Арктике».

Грубо говоря, Китай дорого заплатил за свой новый статус, но это позволит ему достигнуть некоторых вполне осязаемых целей. Например, сделка с Исландией не только обеспечит китайцам доступ к современным исландским технологиям в области экологически чистой энергетики, но и даст им влияние на саму Исландию, которое, когда Исландия вступит в Совет, обеспечит КНР определенные дополнительные возможности.

Кроме значительных коммерческих, энергетических, инвестиционных и торговых преимуществ, Китай также получил стратегические преимущества – если не в Канаде, то, по крайней мере, в Северной Европе и в России. Теперь у него появилась площадка, на которой он может активно участвовать в рассмотрении проблем глобального потепления, которое, если его не сдерживать, может сказаться на китайском климате и подорвать сельское хозяйство КНР или стать причиной наводнений на ее прибрежных низменностях.

Вдобавок сейчас Северный морской путь постепенно становится более дешевой альтернативой для трансконтинентальной торговли и судоходства, и Россия практически наверняка будет стремиться установить выгодный ей режим пошлин. Теперь Китай может быть уверен, что Россия будет учитывать его голос в этом вопросе.

Кроме этого, у Китая появился надежный плацдарм для защиты того, что он считает своими «законными правами» в Арктике. Вполне возможно, что он им воспользуется, чтобы потребовать право голоса при разрешении арктических территориальных споров. В 2009-2010 годах Китай утверждал, что суверенитета над Арктикой нет ни у кого, что напрямую шло вразрез с российскими претензиями. Чтобы присоединиться к Совету, он вынужден был отказаться от этой позиции и признать суверенитет всех стран, притязающих на арктические территории. При этом он сделал оговорку, что конкретные решения будут приняты в будущем. Это резко контрастирует с жесткими заявлениями Китая о его суверенитете над островами Сенкаку и Южно-Китайским морем и о его «ключевых интересах» в этих регионах. С учетом своих претензий на соседние моря, он, в сущности, не мог не признавать существующие границы и исключительные экономические зоны, если хотел стать членом Совета. Однако, несмотря на это он теперь называет себя «околоарктической страной» и страной «с интересами в Арктике».

Вероятно, именно это сильнее всего нервирует Россию. Как сообщает агентство «Интерфакс», премьер-министр Дмитрий Медведев без каких-либо очевидных поводов заявил 4 июня интервьюеру в Норвегии, что «доверие к Китаю существует, но правила игры устанавливаем мы с вами, то есть арктические государства». Далее Медведев подчеркнул, что, хотя Москва стремится к продуктивному сотрудничеству со всеми членами Совета, включая Китай, и ставит перед собой в регионе исключительно «мирные и прагматичные» цели, только члены Арктического совета должны иметь определяющий голос в этих вопросах. «Это естественно, это наш регион, мы здесь живем. Это наша родная земля», - добавил он. 

К несчастью для Москвы, не только Китай, но и другие азиатские страны будут стремиться максимально увеличить свое влияние на Совет по множеству разных причин. Возможно, для России Арктика, - дом, но российской крепостью она больше быть не сможет.

 

Стивен Бланк - профессор-исследователь Института стратегических исследований, специалист по проблемам национальной безопасности.