Египет переживает непростые часы, которые могут оказаться решающими для будущего демократии в крупнейшем из арабских государств. На улицах Каира и других крупных городов страны витает ветер столкновений или даже зарождающейся гражданской войны. В целом, «светский Египет», который призвал своих сторонников на демонстрации 30 июня, протестует против «Египта «Братьев-мусульман». Дело дошло до того, что армия (ее подразделения направили на защиту зданий госструктур) грозит выступить против «спирали, которая влечет страну в сторону неконтролируемого конфликта».
Выходец из рядов «Братьев-мусульман» и первый демократически избранный президент Египта Мохаммед Мурси (кроме того, он — первый гражданский на этом посту) не может с чистой совестью отпраздновать годовщину пришествия к власти. Результаты его работы после выборов в июне 2012 года оставляют желать много лучшего. Прежде всего, речь идет о политическом провале. Мурси не смог найти верный тон и манеру поведения, а также не показал необходимого таланта, чтобы привлечь сторонников за пределами своего движения.
«Братья-мусульмане» напрасно пытались уверить всех в том, что светская оппозиция отвергла прозвучавшие от него предложения об открытости. Правда заключается в том, что президент без конца колебался и оказался не в силах взять четкий и недвусмысленный курс. Складывается впечатление, что он лишен лидерских качеств, которые требуются, чтобы удержать в руках бразды правления страной.
Далее нельзя не отметить экономический и социальный провал. Он ощущается тем сильнее, что египтяне ожидали заметного улучшения их положения в результате смены режима. Большинство из них сейчас озабочены собственным выживанием, а будущее не сулит им ничего хорошего. Тяжелое экономическое положение страны отражает хаос в политической системе. Оно свидетельствует о полном отсутствии у «Братьев-мусульман» экономической программы и управленческих навыков. Они не показали, что знают секрет того, как примирить религиозный консерватизм с современной экономической структурой.
В результате в стране сформировалось масштабное оппозиционное движение, которое включает в себя большую часть светского лагеря (плюс несколько реваншистов из прошлого режима) и может воспользоваться отчаянием большинства египтян. Миллионы избирателей подписали составленные им петиции с требованием отставки Мурси и проведения досрочных выборов.
Как бы то ни было, эта коалиция отличатся большой разнородностью и также не обладает общей программой, касается ли то политического или экономического будущего страны. Главная объединяющая сила для нее — это неприятие Мурси и опасение, что он может направить Египет по пути исламского фундаментализма. Президент же посчитал, что уличные протесты ставят под сомнение его легитимность и занял жесткую позицию по отношению к оппозиции, положившись на наиболее радикальные элементы в его движении.
Тем самым он только обострил обстановку напряженности и подтолкнул армию к тому, чтобы пригрозить вмешательством. Военные являются третьей крупнейшей силой в нынешней драме и в значительной мере несут ответственность за ее возникновение. Они встали у руля страны после ухода Мубарака и проявили себя ужасными руководителями, пока полтора года спустя к власти в обескровленной стране не пришел первый гражданский лидер.
Оба лагеря объединяет неприятие свергнутого режима, которое в идеале могло бы послужить для них основой для диалога. Таким образом, они могли бы привнести в ситуацию хоть немного мудрости, которая столь нужна властям этой древней страны.