В условиях регулирования деятельности транснациональных корпораций растет количество рабочих, которые лишаются места работы в связи с «деиндустриализацией» и «отделов под увольнение». Можно ли доверять вопрос трудоустройства транснациональным компаниям? Мы пообщались на эту тему с исполнительным директором компании Nissan Motor Тосиюки Сига, производство почти 80% выпускаемых автомобилей и 85%, или примерно 160 000, сотрудников этой компании находятся в других странах.
Выпускать или нет инновационные продукты?
— Сейчас все чаще говорят о кризисе «полной деиндустриализации».
— Автомобильная промышленность очень рано стала нуждаться в иностранных рынках, но даже при этом внутреннее производство держалось на 10 миллионах единиц до начала финансового кризиса 2008 года. Однако сейчас рынки растут в основном в развивающихся странах при наличии местных производств. Сложно работать по схеме производства в Японии и экспорта за рубеж.
До недавнего времени экспорт запчастей из Японии увеличивался по мере роста производств на местах, но затем из-за удорожания иены и усилий компаний на местах, остававшиеся в Японии поставщики были поставлены перед выбором: выходить на иностранные рынки или закрывать свой бизнес. Они стояли перед вопросом, будет ли сохранено производство в Японии или нет.
— Сейчас в стране распространяются случаи создания целых отделов под увольнение, в которых собирают сотрудников, которым не доверяют выполнение задач.
— После града критики, обрушившейся на работодателей, в результате массового увольнения контрактных сотрудников из-за финансового кризиса, менеджеры стали чувствительно относиться к проблемам трудоустройства. Отсюда родилась ситуация с потерявшими работу сотрудниками, остающимися внутри компании. Даже в условиях дорогой иены предприятия продолжали выпускать ненужные автомобили для того, чтобы поддержать трудоустройство, из-за чего баланс всех компаний ушел в минус. Здесь они также приблизились к критической точке, когда пришла абэномика и иена подешевела, таким образом, нам повезло, и мы пришли к сегодняшней ситуации.
— Что вы планируете делать с производством и рабочими местами в Японии?
— В компании Nissan сохранится текущая система производства, рассчитанная на миллион автомобилей. На заводе Кюсю, который станет моделью сокращения себестоимости для всей компании, мы вводим систему оплаты, отличающуюся от столичного региона, используем дешевые корейские запчасти. При этом мы не сможем оставить производство всех типов автомобилей в Японии. Электромобили, выпуск которых возможен только с использованием японских технологий, будут оставлены в Японии, будет проведен отбор моделей для производства за границей. Компании, производящие электротовары, не пошли до конца по этому пути. Ведь вопрос оставления производства в Японии связан с возможностью создания инновационного продукта. Выигрыш только за счет ценовой конкуренции приводит к усталости всех участников рынка, также идет уравнение зарплат с другими странами, поэтому разделение труда не происходит.
— То есть даже в противном случае со снижением зарплат ничего не сделать?
— Перед тем, как переносить заводы в Китай и Тайланд, у производителей запчастей центрального региона Японии остается задел в виде Кюсю. Они будут задействовать регионы. Возможно, зарплаты будут снижены, но это лучше, чем безработица и бедность.
— Бывали ли у вас случаи чрезмерного переключения затрат на сотрудников в ходе мировой конкуренции?
— Массовое сокращение персонала происходит потому, что управляющий допустил ошибку в своем прогнозе и предпочитает избавиться от излишних кадров. Поэтому в случае увеличения спроса мы набирали контрактных сотрудников, но мы не понимали реального положения дел, когда людей выставляли за порог кадрового агентства, если мы прекращали с ними контракт. Проблему избыточного количества сотрудников необходимо решать постепенно, терпеливо подыскивая новое место работы.
— В результате сдерживания зарплат не растет потребление, не рубят ли сами предприятия сук, на котором сидят?
— В автомобильной промышленности доля трудозатрат в себестоимости производства высока. Если иена дорожает, то увеличиваются и затраты на рабочую силу, при этом снижается чистая прибыль от экспорта. Необходимо было рассматривать трудозатраты в качестве себестоимости. Раньше даже при высоких ставках в Японии была высокая производительность, поэтому Япония выигрывала в конкуренции с дешевой рабочей силой развивающихся стран. Однако после того как Китай и другие страны начали работать с практически такой же производительностью, стало трудно покрывать разницу зарплат за счет высокой продуктивности. Вот с чем столкнулась Япония.
Даже оставшись в прибыли за границей, все приходится возвращать в форме зарплат и налогов
— Раздаются голоса, требующие ослабления трудового законодательства для того, чтобы было проще увольнять сотрудников
— В крупных компаниях не так легко уволить сотрудника, поэтому немало таких людей, которые, имея и опыт и знания, не получают работы внутри своих компаний, но остаются на своих местах до самой пенсии. С другой стороны в средних и малых фирмах, которым нужно думать о выходе на зарубежные рынки, нет необходимых кадров. Изменения рынка труда не поспевают за нуждами компаний, в результате малый и средний бизнес теряет шансы найти нужные кадры.
Мне кажется, что удерживание кадров, в которых у компании нет необходимости, мешает задействованию этих кадров по всей стране, ее развитию.
— Компании могут развиваться и за рубежом, но это не подходит для рабочих. Не происходит ли отделение корпораций от национальной экономики? На собрании стран G8 также обсуждался уход от налогов глобальных корпораций.
— Большая часть автомобилей, которые производятся за рубежом, были разработаны в Японии. Большинство рабочих получили образование в Японии, компании используют в других странах результаты различных разработок, сделанных совместно с японскими производителями деталей. Однако у нас нет мыслей о том, что «мы забыли о Японии». Для того чтобы сохранить свои конкурентоспособные позиции, мы инвестируем в исследования и разработки, главным образом в Японии. Я считаю, что становиться «иванами, не помнящими родства», плохо.
Компании должны помогать национальной экономике рабочими местами и налогами. Половина выручки Nissan, 60% коммерческой прибыли зарабатывается за рубежом, но мы возвращаем эти деньги в страну в форме дивидендов от зарубежных дочерних компаний, выплачиваем налоги. Что касается сохранения рабочих мест, то здесь производственные компании тоже имеют основательный фундамент. Зарплаты выше, чем в индустрии услуг, что важно для таких основ экономики как потребление. Никто из управляющих не думает о том, чтобы оставить высококвалифицированное производство в Японии во время оптимизации индустрии по всему миру, и уйти за границу, в погоне за прибылью и сокращением налогов.
— Однако складывается впечатление, что компании своевольно потребовали снижение корпоративных налогов.
— Японские корпоративные налоги теряют свою конкурентоспособность. Необходимо дать понять, что в Японии тоже есть инвестиционные возможности, опустив налоги на один уровень с иностранными. В США, Южной Корее, Китае правительства активно участвуют в развитии экономики и создании рабочих мест, разворачивается борьба между странами ради поддержки своего населения.
— Может быть, раздел пирога из рабочей силы просто откладывается?
— Даже оставив вопрос о том, хорошо ли выводить заводы из страны, есть другой вопрос: если сейчас оказывать помощь каким-либо производствам, нужно начинать с самых слабых компаний, так как невозможно будет гарантировать поступление налогов для поддержки слабых в условиях экономики, сил которой не достаточно для помощи всем и каждому. Понятно, что такие меры будут встречаться с критикой в экономических кругах, но сейчас нужно усиливать конкурентоспособность. Это последний шанс на возрождение Японии.
Тосиюки Сига: 59 лет. Поступил на работу в компанию Nissan в 1976 году. Работал в качестве начальника представительства в Джакарте, директора планирования, далее генерального директора и с 2005 года занимает текущую должность.
Снижение процентных ставок по корпоративным налогам
В ходе глобализации компании начали использовать разницу в налоговых системах и ставках в разных странах, сейчас распространяется движение за облегчение налогового бремени для корпораций. В адрес таких компаний как Apple раздается критика за уход от налогов путем перемещения своих доходов и активов в «налоговый рай». Таких претензий к японским фирмам нет, но при этом появились компании, которые платят не более 30% налогов. Это происходит потому, что они выходят в страны с низкими налоговыми ставками.
Соревнование в сокращении налогов между странами нацелено на привлечение предприятий и сохранение рабочих мест. В результате снижения налогов такие страны сталкиваются с сокращением средств на образование и социальное обеспечение.