Владыка Епифаний (Думенко) стал вторым по рангу лицом в Украинской православной церкви Киевского патриархата неожиданно. Действительно, мало кто ожидал, что после того как УПЦ КП решила ввести должность патриаршего наместника, им станет 34-летний архиепископ. Но именно это произошло после Поместного собора, который состоялся 27 июня. Наибольшая по количеству верующих Украинская церковь дала «зеленый свет» молодому человеку, энергичному и образованному.
По уставу, наместник будет помогать главе церкви в руководстве приходами в Киевской области, а в случае смерти Патриарха без процедуры избрания станет местоблюстителем Патриаршего престола. «Предложенный порядок обеспечивает стабильность в Церкви – ни одного дня и даже часа Киевский патриархат не будет оставаться без высшего руководства», – объясняет 84-летний патриарх Филарет. Однако, по его словам, это нововведение не определяет личности нового главы Церкви – его будет выбирать Поместный собор на альтернативной основе.
Сейчас, несмотря на высокий статус в Церкви, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский Епифаний остается загадкой для многих. Первое эксклюзивное интервью в новом статусе он (в миру – Сергей Думенко) согласился дать именно «Украине молодой». Разговор касался его видения развития межконфессиональных и государственно-церковных отношений, личной жизни и т.д.. Общаться было несложно еще и потому, что интервьюируемый – в определенной степени наш коллега, член Союза журналистов Украины и Международной федерации журналистов.
«Слухи об ухудшении здоровья Патриарха не соответствуют действительности»
– Ваше высокопреосвященство, насколько неожиданным для вас стало решение Поместного собора о назначении вас патриаршим наместником? Насколько расширился круг ваших обязанностей?
– На Соборе не было непосредственно речи о моей кандидатуре. Там рассматривали вопрос о внесении изменений и дополнений в устав Церкви. Благодаря этому вводилась должность патриаршего наместника, который после смерти Патриарха по должности становится местоблюстителем Патриаршего престола. Устав теперь предусматривает, что патриаршим наместником является митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский, то есть архиерей, который занимает кафедру в Киевской области. Уже потом, в соответствии с решением Архиерейского собора, указом Патриарха я был возведен в сан митрополита и назначен патриаршим наместником.
В связи с этим приходилось слышать мнение, что якобы были нарушены церковные традиции. Но саму должность определил Архиерейский и утвердил Поместный собор, поэтому это соборное решение, а не единоличное. Признаюсь, для меня оно было неожиданностью.
Важно, что сам Святейший Патриарх Филарет предложил такие изменения. Это ответственная должность, но она не дает прав общецерковного руководства. Только в случае смерти Патриарха наместник становится местоблюстителем, т.е. выполняет патриаршие обязанности, и не единолично, а вместе с синодом.
А сейчас наместник фактически является лишь помощником Святейшего в управлении приходами в Киевской области.
Конечно, обязанности расширились. Ранее Переяслав-Хмельницкая епархия была небольшой – охватывала только левобережную Киевскую область и имела около ста приходов, а сейчас к ней относятся около 500 приходов. Это одна из крупнейших епархий Киевского патриархата.
– Приходилось слышать много комментариев о том, что Патриарх Филарет пошел на введение должности своего наместника в связи с резким ухудшением здоровья. Некоторые пытались все представить так, что он едва ли не умирать собрался. Как вы, приближенный к Святейшему человек, это прокомментируете?
– Конечно, это не так. Хочу успокоить всех: Святейший сейчас в добром здравии. Изменения в уставе Церкви не вызваны тем, что он болеет и ему из-за этого требуется помощник. Как сказал сам Святейший на Поместном соборе, его возраст действительно достаточно внушителен, но он будет руководить Церковью и епархией, как и правил, столько, сколько позволит Господь Бог.
Все видели, как Святейший проводил собор, – он находится в хорошей форме. Дай Бог каждому в таком возрасте подобного здоровья.
Патриарху действительно требуется помощник, из-за большой нагрузки, но не тот, кто будет руководить вместо него. Никаких общецерковных полномочий Патриарх не передает своему наместнику.
Естественно, что по этому поводу возникало много вопросов, – например, имеет ли право наместник вмешиваться в жизнь других епархий. Нет, не имеет.
«Мы заложили механизм для объединения с УПЦ МП и определения единого Патриарха»
– Еще один вопрос, вокруг которого существует много инсинуаций. Говорится, что в случае смерти предстоятеля УПЦ КП Церковь не сможет выбирать себе Патриарха до объединения с УПЦ МП, так как в уставе не прописан срок созыва Собора, который должен избрать нового главу УПЦ КП. Некоторые уже поспешили прокомментировать: УПЦ КП отказывается от своего патриаршего статуса.
– Конечно, нет! Киевский патриархат останется Церковью с патриаршим статусом. Мы только закладываем механизм для объединения с УПЦ МП (всей или только ее частью). Поэтому и в уставе не определен четкий срок для Собора, который будет избирать нового предстоятеля.
Святейший Филарет об этом говорил так: мы установим четкие границы – а вдруг начнется переговорный процесс? Если есть сроки, то Церковь их должна соблюсти и выбрать Патриарха, потом в случае удачных переговоров, неужели придется проводить еще один Собор, чтобы выбирать уже единого главу Церкви? А если общепринятая кандидатура появится из лона УПЦ МП, то избранному главе УПЦ КП придется снимать патриарший куколь и уступать главе, на которого укажет воля объединительного Собора. Святейший патриарх считает, что лучше провести все переговоры и сразу выбрать единого Патриарха.
Подчеркиваю еще раз: это не значит, что мы отказываемся от патриаршего статуса Церкви. Говорилось так: если процесс указывает на то, что объединение возможно, – надо идти на объединение, а потому не выбирать сразу Патриарха. Если увидим, что такого желания со стороны УПЦ Московского патриархата нет, то – проводим Поместный Собор, выбираем Патриарха и продолжаем развитие Украинской православной церкви Киевского патриархата как поместной православной Церкви украинского народа.
«Заказчики скандала с «похищением монахинь» сидят в Москве»
– Собор УПЦ Киевского патриархата задекларировал желание единения. Зато, как видно, в среде УПЦ МП идет обратный процесс – на руководителей, которые были умеренны, не поражены болезнью русского шовинизма, стояли за начало определенного диалога с УПЦ КП, оказывается огромное давление. Так, на митрополита УПЦ МП Владимира (Сабодана) давят через его секретаря архиепископа Александра (Драбинко). Его обвинили в причастности к якобы похищению монахинь и под этим предлогом изолировали. Как вы оцениваете эти события?
– Конечно, нам небезразлично, что происходит внутри УПЦ МП. Мы рассматриваем их как братьев, которые рано или поздно будут с нами в единой поместной Церкви. Киевский патриархат обратился по этому поводу даже непосредственно к Президенту Украины и руководству государства с просьбой защитить митрополита Владимира от шантажа и провокаций.
Всем уже понятно, что накануне празднования юбилея 1025-летия крещения Руси-Украины негативные тенденции в жизни УПЦ МП усилились. Многие слышали о деле так называемого похищения двух монахинь Покровского монастыря. Игуменья этой обители имела тесные контакты с какой-то мошенницей, которую никто вроде бы уже и не ищет. Зато в промосковских СМИ выливается лавина грязи на митрополита и его личного секретаря. Здесь мы видим нескрываемое стремление отстранить митрополита Владимира от руководства Церковью.
На тех людей, которые хранили митрополита Владимира все это время (а мы знаем, что здоровье главы УПЦ МП требует серьезной поддержки и заботы), сначала выливали много лжи, обвиняли в разных грехах, а теперь уже прибегают к откровенным провокациям по ним. Здесь не нужно быть большим специалистом по делам религии, чтобы сказать, откуда ветер дует. Комментаторы, которые первыми включились в информационную атаку, сидят в Москве или финансируются оттуда. Главная мысль их материалов такова: видите, что происходит в УПЦ МП, какой там непорядок? Это надо немедленно пресекать. Как? Конечно через централизацию управления, путем ограничения автономии, а может, и смену предстоятеля. При этом ангажированные «Русским миром» комментаторы дискредитируют не только личности, но и все понятия автокефалии.
Мне кажется, что все это происходит также и потому, что в Москве понимают – стремление к единой поместной Украинской православной церкви является необратимым. Поэтому и прибегают к таким вопиющим действиям. Но каждое действие может иметь противодействие. Поэтому я не исключаю, что такая атака Москвы только подтолкнет многих архиереев, священников УПЦ МП к тому, чтобы сделать выбор в пользу автокефалии.
И на Поместном соборе мы послали сигнал нашим братьям, что мы готовы к объединению.
– Знакомы ли Вы лично с владыкой Александром (Драбинко)?
– Могу сказать, что хотя мы и пересекалась на официальных мероприятиях, но лично не знакомы.
«Россия хочет использовать юбилей крещения для своих геополитических интересов»
– Многие связывают эти почти детективные события в УПЦ МП с очередным приездом патриарха РПЦ Кирилла в Киев. Он поставил условие «зачистки УПЦ МП от автокефалистов». По всему видно, что нынешняя украинская власть во время празднования 1025-летия крещения более радостно будет заниматься именно московским гостем. Как в таких условиях отмечать юбилей Киевский патриархат?
– Мы различаем празднования на церковном уровне и праздновании на государственном уровне. На церковном уровне мы отмечаем историческое событие Крещения ежегодно. А на государственном уровне этот праздник будет отмечаться впервые после 2008 года (1020-летнего юбилея). И именно с государственным празднованием существует некоторое недоразумение. Ведь Москва не только давит на Церковь, но и на украинское государство. Им невыгодно, чтобы мы на Украине вместе отмечали этот юбилей. Все делается, чтобы было наоборот, – чтобы украинцы из разных патриархатов из-за праздника перессорились.
Российские акценты в праздновании делаются не на Киеве, где произошло Крещение, а на Москве, которой тогда еще не существовало. Русская Православная Церковь приглашает предстоятелей православных церквей в Белокаменную. Программа составлена так, чтобы торжества в Киеве прошли якобы как второстепенные после московских.
Основным государственным мероприятием у нас будут торжества во Дворце «Украина», но там не будет ни патриарха Кирилла, ни других иностранных гостей из православного мира. Они в тот момент будут на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Патриарх Кирилл, вроде как барин к холопам, приедет к нам под вечер. Этим он очень хочет показать, что играет руководящую и ключевую роль. Продемонстрировать всему миру: вот видите, мы здесь единственные канонические, признанные, а все остальные – «раскольники», которые не могут участвовать в общем веселье.
Москва хочет использовать праздник для своих геополитических интересов. Но историческую правду извратить невозможно. И мы свидетельствуем, что равноапостольный князь Владимир был князем и крестил Русь именно в Киеве. Москвы тогда даже как населенного пункта не было!
Надеюсь, что всем хватит мудрости не дать Москве унизить Украину на ее собственном празднике.
– Какая программа празднований в УПЦ КП?
– Наша Церковь уже провела 15 мая научно-практическую конференцию «Из Киева по всей Руси», издан сборник трудов. Поместный собор также проходил под лозунгом юбилея Крещения.
Основной акцент делается на дни празднования – 28 июля, когда после литургии во Владимирском кафедральном соборе пройдет крестный ход к памятнику князю Владимиру. Он уже традиционно собирает тысячи верующих нашей Церкви, сотни священнослужителей. Приглашаю всех в этот день прибыть в Киев и своим участием в крестном ходе продемонстрировать Киев – наш Иерусалим, и крещение Руси-Украины произошло именно здесь. Мы, таким образом, продемонстрируем, что УПЦ Киевского патриархата большая православная церковь, которую, по социологическим опросам, поддерживают почти 15 миллионов граждан Украины. Мы хозяева на своей земле.
Об отношениях с греко-католиками
– Недавно эксперты отметили неожиданное потепление в отношениях между УПЦ Московского патриархата и Украинской греко-католической церковью. Были заявления митрополита УПЦ МП Антония (Паканича) о том, что у них нет проблем с греко-католиками, и главы УГКЦ Святослава (Шевчука) в таком же комплиментарном духе. Это вроде противоречит позиции всей Московской патриархии и происходит вне Киевского патриархата. С чем вы это связываете?
– Думаю, что это вызвано предшествующими событиями. В свое время наша Церковь обращалась к УГКЦ с просьбой прокомментировать, как они относятся к Таинству крещения, совершенного в УПЦ КП. Ответ был таков, что они признают наше крещение. Это много обсуждалось в прессе и вызвало беспокойство Москвы. Надо заметить, что УПЦ КП традиционно уже давно имеет хорошие отношения с УГКЦ, и это очень беспокоит Русскую Православную Церковь. В Москве делают все, чтобы изолировать Киевский патриархат от внешнего мира. Их мечта – чтобы у нас не было общения с поместными церквями, с теми конфессиями, которые действуют внутри Украины.
Думаю, что хорошие, мирные отношения УПЦ КП с УГКЦ и на этот раз очень обеспокоили Московский патриархат. Вот они и решили своими заявлениями переманить на свою сторону греко-католиков. Мол, дружите с нами, а не с Киевским патриархатом.
Следует отметить, что на Западе Украины (где сосредоточена основная часть общин УГКЦ) почти нет Московского патриархата. Убежден, что, несмотря на желание Москвы поссорить нас, УПЦ КП и дальше будет иметь мирные и дружественные отношения с УГКЦ.
Я не исключаю, что таким публичным заигрыванием УПЦ МП пытается также приостановить распространение приходов УГКЦ на Востоке Украины. Вот, например, митрополит Донецкий Илларион (Искало) мечтает стать предстоятелем УПЦ МП, а у него под боком за это десятилетие возникло немало общин УГКЦ. Это при его влиятельности и деньгах!
– Недавно во Львове находился римско-католический кардинал Курт Кох и сделал заявление о том, что православным надо давно объединиться под омофором Папы Римского и отказаться от автокефального национализма. Ваше мнение по этому поводу?
– К скорому объединению христианского Востока и Запада я отношусь скептически. В истории не одно десятилетие ведутся подобные экуменические дискуссии, которые пока ни к чему решающему не привели. Догмат о первенстве Папы для православных неприемлем. Конечно, звучат и будут звучать призывы к сближению, прощению обид (мы их слышали даже из уст Папы Иоанна Павла II). Мы должны общаться, вести диалог, но пока не можем говорить о близком единстве католической и православной Церквей.
Хотя это не должно нас останавливать, потому что сейчас мы имеем поле для совместной деятельности. Стоит обратить усилия на противостояние агрессивному секуляризму, религиозному экстремизму, в частности в исламской среде. Мы совместно должны противостоять тем вызовам, которые имеют место в отношении христиан на Ближнем Востоке. За последние несколько лет практически миллион христиан вынуждены были уехать оттуда. Происходят гонения, и даже, как мы недавно видели, убийства христианского духовенства. Угроза радикального исламизма является актуальной для всей Европы. Здесь мы можем действовать вместе.
Положительным образцом диалога является и то, что Вселенский патриарх Варфоломей впервые за всю историю Церкви присутствовал на интронизации Папы Римского Франциска.
Возрождение Выдубицкого монастыря
– Вы также наместником Свято-Михайловского Выдубицкого монастыря. Как происходит возрождение этой православной святыни?
– На мои плечи как наместника монастыря ложится развитие этой древней обители XI века. Там сохранен уникальный Михайловский храм, который является практически ровесником и Святой Софии, и Успенского и Михайловского соборов. В отличие от двух последних храмов, наш частично сохранился, поэтому является неординарным памятником. Все нуждается в опеке и уходе.
Выдубицкий монастырь – большой монастырь, комплекс зданий и храмов. Есть пять храмов, которые нужно обслуживать, реставрировать. За период моего управления монастырем государство не выделило ни копейки на реставрацию монастыря. А в 2008 году у нас произошел пожар, который существенно разрушил Преображенский храм. Но при содействии Святейшего патриарха Филарета, который является священноархимандритом монастыря, и усилиями меценатов храм возрожден. Сейчас осуществляются масштабные реставрационные работы в Юрьевском соборе. Работаем над возрождением росписей.
Но монастырь – это не только красивые сооружения. Главное – чтобы в обители возносилась молитва, чтобы совершался монашеский подвиг. Ибо без молитвы монастырь – просто стены. Поэтому моя задача как наместника – развивать прежде всего монашескую жизнь. За пятилетний период братия монастыря выросла и количественно, и, что главное, духовно. У нас постоянно совершаются богослужения. Этому способствует расположение – место спокойное, побуждает постоянно задумываться о душе, обращаться к Богу.
Отдых – в молитве
– Вы стали митрополитом в достаточно молодом возрасте. Что вас позвало к церковному служению, заставило стать на путь монашеской жизни?
– Желание стать монахом у меня было еще со времен учебы в семинарии. Желание было, но был и страх. Я понимал, что принять сан – очень ответственно. Я сначала окончил семинарию, а затем и академию. Так сложилось, что после обучения меня направили на преподавание в Ровенскую духовную семинарию, а там уже сформировался жизненный выбор: я приму монашество.
После смерти митрополита Даниила (Чокалюка), который был для меня духовным наставником, я продолжил обучение в Афинском национальном университете. И только когда прошел этот путь, вырос как личность и приобрел определенный опыт, принял монашеский постриг в Михайловском Златоверхом монастыре Киева. Путь к монашеству, как видите, был длительным.
– Понимаю, что с вашими нагрузками вы имеете мало свободного времени. Когда и как отдыхаете?
– Действительно, на отдых остается мало времени. Для меня он заключается в молитве. Как архиерей, наместник Выдубицкого монастыря я остаюсь также монахом. Поэтому выполняю полностью монашеское правило. Вечером, после административных, преподавательских и других обязанностей, молитва для меня становится утешением. Несмотря на нагрузки, этот крест нести легко, если он твой. Так любит говорить Святейшитй патриарх Филарет: «Если это твой крест, и ты можешь его нести, Господь помогает».
Для меня молитва – настоящий отдых. А для чтения художественной литературы не хватает времени. Конечно, читаю и перечитываю святых отцов. Сейчас наша Церковь активно переводит их творения на украинский язык. Среди любимых произведений – книга Генрика Сенкевича «Quo vadis», или «Камо грядеши». Листаю прекрасное полное издание Григория Сковороды – там много христианской мудрости.
Досье «УМ»
Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский Епифаний, в миру – Думенко Сергей Петрович
Родился 3 февраля 1979 года в селе Волково Ивановского района Одесской области в семье рабочих. Детство прошло в Старой Жадовой Сторожинецкого района Черновицкой области.
1996-1999г.г. – обучение в Киевской духовной семинарии, 1999-2003г.г. – Киевская духовная академия. В 2006-2007 годах учился в Греции, в Афинском национальном университете, на философском факультете.
21 декабря 2007 года пострижен в монашество под именем Епифаний (в честь святителя Епифания Кипрского). В марте 2008 г. назначен наместником Свято-Михайловского Выдубицкого мужского монастыря. 21 октября 2009 избран Священным Синодом УПЦ КП епископом Вышгородским, викарием Киевской епархии. 15 ноября 2009 года состоялась архиерейская хиротония. 27 июля 2010 года решением Священного Синода назначен епископом Переяслав-Хмельницким и Бориспольским, управляющим Переяслав-Хмельницкой епархией и ректором Киевской православной богословской академии УПЦ КП. С 2011 г. – председатель редакционного комитета Священного Синода.
28 июня 2013 года возведен в сан митрополита с титулом «Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский».
Профессор КПБА (с 2011 г.). Член Национального союза журналистов Украины (с 2005 г.).
Награжден орденом «За заслуги» III степени (2008).
О статусе богословского образования и «перепроизводстве батюшек»
– Ваше высокопреосвященство, вы также являетесь ректором Киевской православной богословской академии. Какая сейчас ситуация с признанием государством дипломов высших духовных учебных заведений? Об этом много говорят, но дело так и не двигается с места.
– Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован соответствующий законопроект, предусматривающий признание дипломов специализированных духовных высших учебных заведений. Мы уже давно с другими церквями и религиозными организациями искали пути решения этой проблемы. Хотим, чтобы нас уравняли в правах с остальными выпускниками учебных заведений. У церквей есть и надлежащая материально-техническая база, и профессорско-преподавательский состав, на высоком уровне происходит защита бакалаврских, магистерских, кандидатских и докторских работ. У нас работает немало светских преподавателей, имеющих ученые степени. Они свидетельствуют, что духовные школы стоят выше некоторых признанных государством светских учебных заведений.
Мы провели реформы, в результате которых наша система обучения в целом соответствует требованиям Министерства образования в светских учебных заведений: действует бакалавриат, два года магистратуры, открыты аспирантура и докторантура. За последний год успешно защищены три докторские диссертации. То есть, мы развиваемся независимо от того, есть или нет признание наших дипломов со стороны государства.
Да, мы хотим, чтобы государство признало и наши дипломы, но не ставим это на первое место. Для нас главное – чтобы духовные учебные заведения имели высокий уровень преподавания. Потому что можно получить признание, а содержательного наполнения не будет.
– Порой складывается впечатление, что на Украине «перепроизводство батюшек». Стоят на площадях, ходят по базарам, или вовсе служат не по призванию. Как вы к этому относитесь?
– Мы пытаемся назначить на приход каждого. Ведь если даем диплом, то должны обеспечить место работы, служения. Сейчас, в отличие от советского времени, есть еще и возрастная проблема – принимаем на обучение после завершения школы. То есть, студентам по 17 лет. Когда они заканчивают бакалавриат, исполняется 21 год. У нас, как и в целом в Европе, уже есть тенденция жениться в зрелом возрасте. А чтобы принять священнический сан, нужно жениться или сознательно отказаться от брака на всю жизнь. Видим, что значительное количество наших выпускников в 20-25 лет еще не готовы сделать такой окончательный выбор. Но впоследствии, как свидетельствует статистика, 90% наших выпускников становятся священнослужителями.
Тем, кто не в священном сане, но защитил кандидатскую диссертацию, Церковь дает направление на преподавание в семинарии. Недавно Киевский патриархат открыл семинарию в Днепропетровске, чтобы там учились выходцы из Восточной Украины. Потому что если на Западе Украины священников много, что объясняется высоким общим уровнем религиозности, то на Востоке УПЦ КП нуждается в священниках.