До конца 2016 года на вооружение ВВС Афганистана поступят в общей сложности 86 вертолетов Ми-17 российского производства. Эти многоцелевые винтокрылые машины Кабул получает от России не напрямую, а через Министерство обороны США, которое закупает их для афганцев у компании «Рособоронэкспорт».
Это тот самый «Рособоронэкспорт», который, как напоминает читателям The Washington Post корреспондент газеты Карен ДеЯнг, снабжает оружием режим Башара Асада в Сирии. Причем делает это, невзирая на негативную реакцию Белого дома и Конгресса. Но если правительство США не намерено прекращать закупки российских вертолетов, то Конгресс этой сделке на 600 миллионов долларов решительно противится.
Позиция американского Министерства обороны по Ми-17 вполне обоснованна, считают многие эксперты. Во-первых, афганцы хорошо знакомы с этой моделью. Во-вторых, вертолеты отвечают нуждам афганской армии, которая в 2014 году после ухода американцев возьмет на себя функции обеспечения безопасности страны, и идеально подходят для местного горного ландшафта. В-третьих, они дешевы и экономичны в эксплуатации, что в условиях бюджетных ограничений, наложенных на Пентагон, обстоятельство немаловажное. И наконец, согласно заявлению председателя Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерала Демпси, отношения Америки и России многофакторные, и соперничество по Сирии не отменяет партнерства там, где у сторон есть точки соприкосновения. Как, например, в Афганистане.
Законодатели, однако, не принимают подобные доводы. В Сенате не нашлось ни одного сторонника этого соглашения, и все члены верхней палаты Конгресса заявили, что не желают субсидировать российский ВПК и, косвенно, убийство мирных жителей в Сирии. Палата представителей 407 голосами против пяти потребовала от администрации прекратить закупки вертолетов и запасных частей к ним, равно как и оплачивать услуги российских инструкторов, обучающих афганский персонал, который должен обслуживать эти машины. Договоренности по запчастям и обучению афганского техперсонала были достигнуты НАТО с Россией в порядке углубления военного сотрудничества.
Когда Конгресс полностью закрыл «вертолетную» статью в проекте бюджета Минобороны на 2013 год, военные изыскали средства на приобретение очередной партии из 30 российских машин в своем бюджете на 2012 год. В принципе, необходимости в этой маленькой хитрости не было: законодательство, регулирующее оружейный экспорт, позволяет главе оборонного ведомства идти наперекор воле конгрессменов, если он продемонстрирует, что того требуют национальные интересы США.
Проблемы с «Рособоронэкспортом» у Вашингтона начались не вчера, отмечает корреспондент The Washington Post. В 2006 году администрация Буша-младшего наложила запрет на сделки американцев с этой компанией за то, что та продавала военные технологии и оружие Ирану. В 2010 году администрация Обамы в контексте «перезагрузки» сняла это эмбарго, добившись от «Рособоронэкспорта» приостановки передачи иранцам зенитных ракет S-300, тех самых, которые он подрядился недавно поставить в Сирию.
В столкновении с руководством Пентагона по поводу Ми-17 Конгресс нашел неожиданного союзника в лице курирующего Афганистан отдела Ревизионного управления самого оборонного ведомства: отдел считает, что афганские ВВС не готовы на сегодня эксплуатировать и обслуживать эти вертолеты без помощи американских специалистов.
«Споры Пентагона и Конгресса выходят далеко за пределы военно-технических вопросов, – сказал в интервью РС профессор Городского колледжа Нью-Йорка Раджан Менон. – В сознании законодателей сегодня превалируют Сирия и Эдвард Сноуден. Если из-за Сноудена сорвется поездка Обамы в Москву на двусторонние переговоры с Путиным, то, боюсь, вертолетная сделка может стать жертвой общего охлаждения отношений двух стран. Пока что администрация намерена продолжать ее реализацию. Но это отнюдь не значит, что этот контракт знаменует начало новой эры широкого сотрудничества Вашингтона с "Рособоронэкспортом". Это совершенно не так».
Как это ни покажется странным, первую партию Ми-17 Пентагон закупил в период действия санкций в отношении «Рособоронэкспорта» у американских компаний-посредников, которые, в свою очередь, купили их у российских производителей. Незадолго до того, как Пентагон внес заявку на вторую партию вертолетов, Минобороны России решило, что любая продукция военного назначения будет отныне продаваться исключительно через "Рособоронэкспорт". Пентагон условие принял, но американским посредникам оно очень не понравилось, и они принялись лоббировать Конгресс, еще больше повысив градус противостояния военных и законодателей.
Как отмечает профессор Раджан Менон, американские фирмы-посредники в результате всего этого лишились комиссионных, вертолетопроизводители и сервисные компании в США, работающие с Пентагоном, тоже чего-то недосчитались. Но это все, по мнению Менона, не слишком существенно. А вот у России ставка на кону куда более крупная: ее оборонные предприятия могут производить свою продукцию экономично лишь при большом объеме производства, который, в свою очередь, в состоянии обеспечить только экспорт. Если история со Сноуденом не будет разрешена к взаимному удовлетворению сторон, под угрозой может оказаться участие США в сочинской Олимпиаде, не говоря уже о сотрудничестве военных ведомств обеих стран, полагает Раджан Менон.