Пока машина времени не превратится из мечты в реальность, ответ на этот вопрос так и останется такой же загадкой, как и истинное лицо гаражной рок-группы 60-х годов «? & Mysterians».
И, тем не менее, ученые умы всегда пытаются протолкнуть какую-нибудь свою теорию. Чарльз Дарвин считал музыку сексуальной приманкой и призывом. Его идея нашла подтверждение в летней песенке «Blurred Lines» («Неясные отношения»). Примечание: если вам попадется версия в исполнении Джимми Фэллона (Jimmy Fallon), то мелодия там исполняется на игрушечных инструментах, и вся композиция срабатывает отлично.
Другие теоретики полагают, что музыка была создана для укрепления общественных связей, с ее помощью первобытные люди объединялись в постоянные группы.
Крис Лерш (Chris Loersch), старший научный сотрудник кафедры психологии и нейронаук Университета штата Колорадо, считает эту гипотезу привлекательной и провел исследование, чтобы найти для нее подтверждение. Вместе с Нэтаном Арбаклом (Nathan Arbuckle) с факультета социологии и общественных наук Технологического института при Университете штата Онтарио они разработали серию экспериментов, чтобы доказать правильность этой гипотезы.
«Эта гипотеза основана на уникальной способности музыки оказывать влияние на настроение и поведение сразу большого количества людей», - пишут ученые в своей статье, - что способствует объединению отдельных личностей в одну организованную группу». При этом в качестве примера они называют военную музыку, музыку, которую исполняют во время спортивных состязаний, и «ритуальный барабанный бой».
Проведя серию из семи экспериментов среди 879 студентов из американских и зарубежных университетов, ученые проанализировали их «эмоциональную реакцию» на музыку. Кроме того, они опросили респондентов, чтобы выяснить, насколько те отождествляют себя с создавшейся в процессе эксперимента группой людей, слушавших музыку вместе. Те из респондентов, на которых прослушанная музыка произвела самое сильное впечатление, ощущали «более сильное желание быть частью этой группы слушателей».
Лерш, у которого мы затем взяли интервью на тему проведенного исследования, охотно признал, что полученный результат не может служить бесспорным доказательством выдвинутой гипотезы, однако вполне убедительно подтверждает теорию о том, что «музыка появилась и развивалась в процессе жизни в коллективе».
- Можно ли с помощью вашей теории объяснить, почему мы платим огромные деньги, чтобы на концерте слиться с толпой других поклонников?
- В свое время я бывал на многих концертах группы «Phish» (Phish — американская рок-группа, примечательная своими импровизациями и постмодернистским смешением жанров – прим. перев.). На них всегда царит определенное чувство единства и общности, там действуют многие правила, в соответствии с которыми формируются взаимосвязи между сообществом и отдельными его членами. Люди в большинстве своем стараются держаться вместе, сближаются и к тем, кто расположился рядом с ними, относятся как к членам семьи. Думаю, именно в этом и все дело – объединиться в одну группу с теми, кто рядом. В нашей статье мы даем ссылку на концерт в YouTube, и там можно посмотреть, как кто-то на сцене начинает размахивать руками вправо-влево, и все зрители, широко улыбаясь, начинают делать то же самое. По их лицам можно увидеть, что музыка производит на них самое сильное положительное впечатление. 40 тысяч человек объединились вместе и стали единым целым.
- Но ведь всех этих людей нельзя назвать лучшими друзьями?
- Даже если вы их не знаете, то согласно одной из идей нашей теории, музыка в данной ситуации призвана объединять и управлять вами не как отдельной личностью, а как членом группы. Как люди мы в жизни стремимся к тому, чтобы стать хорошим членом группы, коллектива. Люди начинают испытывать сильный душевный подъем, когда перестают быть отдельной личностью и становятся частью большого единого целого.
- Иногда люди освистывают выступающих.
- Думаю, что во все времена мы неизменно, хотя и не в прямой форме, осуждаем нестандартное поведение в обществе. И если люди ведут себя как-то не так, не оправдывают ожиданий общества, то за это их из общества изгоняют.
- Значит, если музыкант опаздывает или плохо выступает, то его можно освистать?
- Я не считаю, что музыканты застрахованы от порицания лишь потому, что следят за своими действиями и уверены в себе.
- Но если музыка нужна для того, чтобы объединять людей в единое целое, почему же люди слушают музыку и в одиночестве?
- Полагаю, что даже если вы слушаете музыку в одиночестве, вы получаете удовольствие именно потому, что поддаетесь иллюзии (она, кстати, возникает, когда вы смотрите телевизор) и думаете, что общаетесь с людьми, то есть, вы впадаете в заблуждение, что являетесь членом группы. Наше самое главное стремление – быть частью группы, принадлежать к коллективу. И все, что создает в вашем сознании такое заблуждение, будет доставлять вам удовольствие. И вы будете стремиться к этому, как к наркотику.
- А как вы относитесь к теории о том, что музыка появилась в качестве сексуальной приманки?
- Можно утверждать лишь о том, что, когда вы воспроизводите музыку, это наделяет вас способностью управлять большой группой людей. А такая способность привлекает представителей противоположного пола.
- А кто ваш любимый музыкант?
- Мой любимый исполнитель – Стиви Уандер. Мне кажется, что он невероятным образом умеет передавать другим свои эмоции. Он заставляет вас почувствовать то, что чувствует сам. А уж он, несомненно, испытывает самые сильные и разнообразные чувства.