У домашних кошек и тигров одинаковая ДНК

Для сохранения таких известных и всеми почитаемых видов кошачьих, как тигр, лев и снежный барс, группа ученых из нескольких стран провела секвенирование их геномов

© National Geographic Stock/Michael Nichols/WWFАмурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр находятся под патронажем WWF
ДНК тигра – самой крупной и, вероятно, самой опасной из всех больших кошек в мире – на 95,6% совпадает с ДНК нашей пушистой и ласковой любимицы – домашней кошки. К такому выводу недавно пришли ученые, проведя секвенирование геномов тигра, снежного барса и льва.

В рамках данного исследования удалось установить, что эти большие кошки претерпели генетические мутации, которые и превратили их в плотоядных хищников.

По словам Йонга Бака (Jong Bhak), генетика из южнокорейского института по изучению геномов Personal Genomics Institute, результаты исследования, опубликованные в середине этого месяца в журнале Nature Communications, можно будет использовать в работе по спасению этих видов животных и предотвратить скрещивание содержащихся в неволе близких видов животных.

Львы и тигры

Тигры являются самыми крупными представителями семейства кошачьих и близкими родственниками других крупных кошек, например, снежных барсов и львов. Эти хищные кошки находятся на грани исчезновения, и в дикой природе их осталось, предположительно, лишь 3050-3950 особей. Ученые считают, что если не предпринимать мер по их сохранению, то со временем эти всем известные кошки вымрут.

Для сохранения кошачьих Бак и его коллеги секвенировали геном 9-летнего амурского тигра, который живет в зоопарке Everland Zoo в Северной Корее. Ученые также собрали образцы ДНК тигров в разных частях света и сравнили геномы амурского тигра и бенгальского тигров, африканского льва и снежного барса.

Как показали результаты сравнительного анализа, 95,6% генома тигра совпадают с геномом домашней кошки, которая произошла от тигра приблизительно 1,8 миллионов лет.

Кроме того, некоторые гены подверглись изменениям в метаболических путях, связанных с усваиванием белков и обменом веществ или с тем, как человеческий организм использует пищу подобно топливу для поддержания жизни в клетках. По словам Бака, видимо, такие изменения, которые происходили на протяжении более десятков миллионов лет, позволяют кошачьим усваивать мясо и, главным образом, им и питаться.

В организме больших кошек также произошли и такие мутации, которые обеспечивают силу и скорость реакции мышц, что особенно необходимо во время охоты на жертву.

Ученые также обнаружили у снежного барса два гена, которые позволяют ему существовать и размножаться в высокогорных условиях нехватки кислорода в Гималаях. Подобные генетические изменения были выявлены и у небольших роющих грызунов – голых землекопов, которые также живут в условиях разреженного воздуха, хотя и под землей. Помимо того, генетический анализ позволил обнаружить мутации, которые, как объясняет Бак, обеспечили бенгальским тиграм и африканским львам их характерный светлый окрас.

Полученные в результате этих исследований данные помогут ученым принять меры по сохранению видов и определить генетическое разнообразие диких животных.

В своем интервью LiveScience Бак заявил, что благодаря секвенированию геномов тигров и других исчезающих видов кошачьих «стало возможным выявить факты инбридинга. Если их популяция недостаточно разнообразна, тогда хватит одного вируса гриппа, чтобы быстро их уничтожить, поскольку их генетическое строение или набор генов у них подобен».

Следовательно, ученые смогут принять меры и укрепить популяцию за счет притока «свежей крови», благодаря чему повысится выносливость и устойчивость вида.

Бак добавил, что геномы также можно будет использовать в программах разведения животных, которые содержатся в неволе. Это позволит работникам зоопарков отбирать для спаривания животных, которые не являются близкими родственниками.