Еще несколько месяцев назад, до начала массовых протестов вокруг застройки площади Таксим, в ходе которых 10 человек погибли, а более 60 получили тяжелые ранения, Стамбул, казалось, был единственным реальным кандидатом на проведение Олимпийских игр 2020 года. Похоже, именно кровавые демонстрации стали главной причиной, по которой представители европейских стран, как утверждают турецкие политики, решили отдать свои голоса не Стамбулу, а Токио. В итоге, в пятый раз подряд турецкому мегаполису было отказано в праве на проведение Олимпиады. Разочаровавшись в европейских партнерах, Анкара решила и вовсе пересмотреть стратегические отношения со Старым континентом.
«Я полагаю, что в долгосрочной перспективе Турция окажется в той же роли, что и Норвегия; мы будем соответствовать европейским стандартам, но не станем частью Европейского союза», – заявил журналистам Reuters турецкий министр по вопросам ЕС Эгемен Багиш (Egemen Bağış), подчеркнув, что, несмотря на экономические успехи и модернизацию, его страна, как и в случае олимпийского голосования, остается жертвой предрассудков. Также он намекнул, что похожая судьба, судя по всему, ожидает и Украину, европейские перспективы которой остаются крайне туманны.
Любопытно, что если еще 10 лет назад вступление Турции в ЕС поддерживало около 80% населения, сегодня их число сократилось до 45%. По мнению аналитиков, Анкара намерена в ближайшее время полностью пересмотреть внешнюю политику и позиционировать себя как центр Средиземноморского и Ближневосточного регионов. «Вместо европейской мечты туркам будет предложена идея возрождения экономического региона в границах бывшей Османской империи, – полагает турецкий политолог Али Шенер (Ali Şener). – Вместо европейских будут разработаны неоосманские стандарты. Мы замкнемся в себе и будем гордо и величественно строить из себя новый центр притяжения».