Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сирийские события как пример интеграции Москвы и Тегерана в плане противоборства с экстремизмом

© коллаж ИноСМИРоссия и Иран
Россия и Иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Позиции Ирана и России по сирийской проблеме делают очевидным тот факт, что оба соседних государства, обладающие определенным весом в решении региональных проблем, противостоят любым проявлениям терроризма и экстремизма и не потерпят того, если кто-то решится использоваться это злостное явление с целью дестабилизировать ситуацию и нарушить безопасность в других странах.

С самого начала беспорядков в Сирии весной 2011 года и вплоть до сегодняшнего дня высшие руководители Ирана и России неизменно настаивали на необходимости внутринационального диалога как единственном способе разрешения нынешнего кризиса в этой стране и урегулировании всех существующих вопросов самими сирийцами посредством мирных переговоров.

Ввиду своего особенного географического положения и значительного опыта противостояния с экстремистскими группировками в разных странах регионах, например Талибан в Афганистане и некоторыми еретическими псевдомусульманскими направлениями в ряде ближневосточных стран, Тегеран и Москва в ходе всего сирийского кризиса выступали против распространения влияния террористов и фундаменталистов в Арабской республике.

Все это время Тегеран и Москва, прекрасно осознавая последствия любого вида поддержки действующих в Сирии экстремистов и террористов, прибывших туда из разных частей света с согласия стран Запада и некоторых соседей самой Сирии, основной задачей своей внешней политики считали защиту высших целей сирийского народа ради его спокойной жизни и предпринимали все усилия для осуществления этой миссии.

Отстаивая свою позицию, Москва накладывала вето на все антисирийские резолюции, представленные западно-арабским лагерем в Совете Безопасности ООН. Иран же, используя свой авторитет в регионе, старался изо всех сил объяснить близлежащим государствам последствия распространения деятельности экстремистов и террористов в Сирии и их будущего проникновения в другие мусульманские страны.

В связи с этим президент Ирана Хасан Рухани в своей недавней встрече в Тегеране с премьер-министром Сирии, дав высокую оценку сопротивления народа этой страны внутреннему и внешнему давлению, охарактеризовал терроризм и экстремизм как самую большую проблему ближневосточного региона, для решения которой необходимо всем консолидировать свои усилия.

Отметив тот факт, что в настоящее время самые опасные для региона и всего мира террористы сосредоточены именно в Сирии, Рухани подчеркнул: «Проблема терроризма и экстремизма будет угрожать всему миру и особенно народам региональных государств, поэтому все страны должны стараться отражать эту опасность».

Иранский президент, отметив активные усилия дипломатов своей страны для предотвращения войны в Сирии, заявил: «Исламская республика Иран проводила очень активную внешнюю политику и приложила все свои усилия, чтобы не допустить вовлечения в войну Сирии и всего региона».

Рухани сослался на свои консультации и переговоры с рядом лидеров влиятельных стран мира и региона на предмет того, чтобы Сирия смогла выйти из кризиса с минимальным потерями и без начала военных действия, а также сообщил: «Правительство Сирии и ее народ благоразумно лишили крупных держав повода для начала с их стороны военной операции».

Маджид Тахтраванчи, заместитель департамента стран Европы и Америки министерства иностранных дел Ирана, в своей недавней встрече в Тегеране с членами Европарламента оценил терроризм как общую проблему Ирана и европейских стран, которая угрожает Ближнему Востоку и другим регионам мира. Указывая на то, что в сирийский конфликт вовлечены террористические группировки, которые и способствуют развитию экстремизма в этой стране, дипломат подчеркнул необходимость совместной борьбы Исламской республики Ирана и Европейского союза с этой серьезной опасностью.

В ходе этой встречи Тахтраванчи отметил, что решить сирийскую проблему возможно только при помощи дипломатии, и заявил о готовности Исламской республики Иран сыграть в этом процессе позитивную и конструктивную роль.

С другой стороны, Россия, которая с самого начала заданной ориентации СМИ западных стран и их региональных союзников на раздувание беспорядков в Сирии была осведомлена о тайных целях подобных действий, все это время решительно отстаивала свою позицию и сопротивлялась любым попыткам вмешательства во внутренние дела Арабской республики с целью приведения к власти террористов и экстремистов.

Как полагают политические обозреватели, Россия прекрасно знает, что в случае успеха этих политических сил в Сирии обстановка там станет еще более нестабильной, а экстремизм может распространиться по всему региону, в том числе и на Северном Кавказе. Поэтому российское руководство, поддерживая демократическое правительство Башара Асада, отвергает любые переговоры с противостоящими ему террористическими группировками.

В связи с этим министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно заявил, что его страна не намерена вести переговоры с террористами, участвующими в войне с центральным правительством Сирии.

Глава российского внешнеполитического ведомства добавил: «Мы убеждены, что только начало процесса политического урегулирования в соответствии с соглашением от 30 июня 2012 года и резолюцией Совета Безопасности № 2118 может создать условия для прекращения насилия в Сирии и сохранить многоконфессиональный строй, независимость и территориальную целостность этой страны».

Подчеркивая необходимость принятия мер в этом направлении с целью предотвращения эскалации напряженности в ближневосточном регионе, министр отметил: «Судьба сирийского государства должна решаться его народом путем диалога между правительством и оппозицией без иностранного вмешательства. В Женевском соглашении сделан акцент именном на этом».

Заявления Лаврова об отказе России вести переговоры с группами террористов и экстремистов в Сирии свидетельствуют о понимании этой страной важности борьбы с терроризмом и экстремизмом в целях недопущения развития кризисной ситуации в регионе и изменения сложившегося в нем баланса сил.

С этой точки зрения, поддержка западно-арабским лагерем деятельности террористов и экстремистов в Сирии является попыткой осуществления политики, продиктованной западными стратегическими центрами, в основном американскими, с целью изменить баланс сил в пользу Вашингтона и его союзников.

Однако действительность такова, что Россия, опираясь на первичные источники своих разведывательных служб, прекрасно знает об экспансионистских амбициях Запада в жизненно важном регионе Ближнего Востока и его попытках действовать при помощи террористических и экстремистских групп. Российское руководство понимает, что любая проволочка в этом вопросе может спровоцировать кризис и нестабильность в неспокойном кавказском регионе.

Именно поэтому Михаил Богданов, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и заместитель министра иностранных дел этой страны, недавно на своей встрече с лидерами оппозиционных сирийских групп в очередной раз подчеркнул, что его государство ни при каких обстоятельствах не будет участвовать в переговорах с террористами и экстремистами.

С другой стороны, лидеры Ирана и России в своем телефонном разговоре, состоявшемся два месяца тому назад по инициативе российской стороны, выразили обоюдное согласие в том, что необходимо предпринимать многосторонние усилия для разрешения сирийского кризиса путем переговоров, не допуская при этом какого-либо иностранного вмешательства в эту страну.

В своей беседе Рухани и Путин ясно дали понять, что проблема Сирии должна быть решена ее собственными гражданами и только мирным путем.

Позиции Ирана и России по сирийской проблеме делают очевидным тот факт, что оба соседних государства, обладающие определенным весом в решении региональных проблем, противостоят любым проявлениям терроризма и экстремизма и не потерпят того, если кто-то решится использоваться это злостное явление с целью дестабилизировать ситуацию и нарушить безопасность в других странах.

В заключение стоит отметить, что сирийский кризис, с самого его начала и по настоящее время, стал примером интеграции Тегерана и Москвы в сфере противоборства с терроризмом и экстремизмом. В конечном счете, данная инициатива иранского президента проявила себя в принятии его предложения на Генеральной Ассамблеи ООН.