Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Снятие хиджаба как вид культурной агрессии

© Фото : FotoliaМусульманки
Мусульманки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Закон об отмене хиджаба свидетельствовал полную приверженность шахского правительства иностранным государствам, которые ради достижения своих целей не останавливались ни перед чем, но неизменно встречали жесткий отпор со стороны народных масс.

Поездки в Европу каджарских шахов, правивших в Иране с конца XVIII до начала ХХ века,  и их увлечение западной культурой в последние годы своего правления привели к распространению при дворе модных тенденций. По этой причине после падения династии Каджаров и прихода к власти нового правителя Реза-хана были созданы условия для отмены в Иране правила ношения хиджаба.

Сначала для введения запрета на соблюдение мусульманской нормы женской одежды с 1928 года Реза-хан стал проводить политику культурной модернизации. Именно тогда обязательной одеждой для мужчин стало ношение брючного костюма с галстуком и шляпой.

Для воплощения проекта отмены хиджаба 13 мая 1935 года шах создал «Иранское общество либеральных женщин» и потребовал от своих министров и депутатов парламента, чтобы те добились от своих жен ношения одежды по западному образцу.

Реза-хан решил приводить в действие закон о снятии хиджаба после возвращения из Турции. Летом 1935 года он официально обратился к правительству страны с поручением составить проект замены традиционной мужской фуражки-пехлевийки на шляпу и полной отмены мусульманской нормы одежды для женщин.

Циркуляр о реализации данного проекта шахские власти отправили в разные города страны еще до его официального провозглашения. Принятый закон вызвал в Иране массовые протесты простого народа и духовенства. Самым крупным из них был народный бунт в мечети Гохаршад в Мешхеде на северо-востоке страны. Власти жестоко подавили беспорядки, в результате чего были даже человеческие жертвы.

Спустя несколько месяцев после трагедии в Мешхеде 8 января 1936 года Реза-хан, игнорируя массовые протесты, официально объявил закон о снятии хиджаба и распорядился провозгласить этот число «Днем женской свободы». С этой целью совместно со своей супругой и дочерьми, снявшими с себя хиджаб, он принял участие в праздновании окончания учебы в женском педагогическом училище. Жены государственных чиновников, следуя шахскому приказу, также присутствовали на мероприятии без хиджаба.

Об отмене ношения мусульманской женской одежды Реза-хан сказал: «Я бесконечно рад видеть женщин, которые благодаря знанию осознали свое положение и поняли, в чем заключаются их права и привилегии. Дамы, запомните этот великий день и используйте имеющиеся возможности для прогресса страны».

С того момента был введен запрет на ношение чадры и любого другого вида полного покрытия головы, а женщинам в хиджабе запрещалось посещать общественные места. Кроме того, в обязанности сил правопорядка входило принудительное снятие с женщин чадры.

В последующие годы правления Реза-хана женщин принуждали отказываться от хиджаба, а соблюдение религиозных законов считалось отсталостью. Подобная ситуация вызвала в стране ряд острых противоречий социального, политического и даже экономического характера, что еще больше демонстрировало сильную зависимость Реза-хана от западной культуры.

Закон об отмене хиджаба свидетельствовал полную приверженность шахского правительства иностранным государствам, которые ради достижения своих целей не останавливались ни перед чем, но неизменно встречали жесткий отпор со стороны народных масс. Данный закон входил в программу колонизаторов, однако благодаря мужественному сопротивлению преданных исламу иранских женщин он оказался провальным.

Политика снятия и отмены хиджаба осуществлялась ради сохранения господства Запада над исламским миром и его декультурализации, бросая вызов самобытности мусульманских женщин. В ответ героические мусульманки, желая сохранить свою индивидуальность и человеческое достоинство, всегда старались соблюдать мусульманские правила ношения хиджаба и были готовы идти на все ради этого. В действительности приверженность к мусульманской норме одежды для женщин является элементом восточно-исламского мировосприятия, который смог выстоять в противостоянии с чужеродной культурой и добиться своего дальнейшего совершенствования.