Прага. — Студент факультета права Томаш Звала (Tomáš Zvala) — один из немногих чехов, сумевших прилично заработать на виртуальной валюте биткоин. За четыре года биткоины принесли ему сотни тысяч крон.
И если бы в прошлом году он не стал инвестировать значительную часть своих виртуальных монет в более совершенное устройство для их добычи, в биткоинах у него уже могло быть более 2 миллионов крон (около 3,5 миллионов рублей, — прим. пер.), ведь стоимость этих виртуальных денег за это время увеличилась в восемь раз.
«Резкий рост вызван огромным интересом китайцев, которые открыли для себя биткоины и стали массово в них инвестировать», — говорит Звала в интервью Aktuálně.cz.
Aktuálně.cz: А как Вы вообще начали заниматься биткоинами?
Томаш Звала: Первый раз я столкнулся с биткоином четыре года назад, в то время, когда он стоил где-то около цента. Сначала для меня это был просто эксперимент. Где-то я увидел информацию, что это новая интернет-валюта, и в принципе я даже не подозревал, как все это работает. Когда биткойн вырос до 30 долларов, до меня дошло, что где-то 50 штук у меня есть. И мне пришлось хорошенько поискать, где у меня этот кошелек, это на самом деле файл.
— Каким образом Вы получаете биткоины? Покупаете их на бирже или добываете?
— Добываю.
— Не могли бы Вы в общих чертах объяснить дилетантам, что такое добыча биткоинов?
— На компьютере работает специальная программа, которая постоянно выполняет определенную серию расчетов. И таким образом поддерживает работу всей сети. Чтобы можно было перевести биткоины из одного кошелька в другой, кто-то обязательно должен заниматься добычей. Если, например, я вам посылаю биткоин, я сообщаю об этом всей сети. И в этот момент Вы еще не можете его использовать. Только тогда, когда кто-то внесет его в блок и получит за блок вознаграждение, транзакция будет проведена.
Я купил более совершенный процессор
— Сколько биткоинов у Вас сейчас на счете?
— Еще девять месяцев назад у меня было около 140 биткоинов, но теперь их у меня гораздо меньше. Я потерял достаточно много монет, пытаясь спекулировать.
— Каким образом?
— Где-то в июне на рынке появилась новая машина для добычи — ASIC miner. Когда я заказал эту «коробочку», она обошлась мне примерно в 80 биткоинов, что составляло 9 тысяч долларов с учетом доставки и других трат. Я покупал это устройство в то время, когда биткоин стоил чуть более 100 долларов, потом цена взлетела. Если бы я оставил биткоины, я бы на них заработал гораздо больше.
— Я так понимаю, что более совершенное оборудование помогло Вам добыть новые биткоины.
— В принципе — да. Время, когда еще имело смысл использовать видеокарты, закончилось еще весной. Сегодня с видеокартой можно добыть один биткоин где-то за три месяца.
— Еще в апреле, когда мы встречались последний раз, Вы говорили, что добыча занимала чуть больше двух недель…
— Теперь добыча стала сложнее, наверное, в сто раз, так что я, скорее всего, смог бы заработать один биткоин за сто недель. И именно благодаря специальному процессору для добычи, более совершенному устройству, я все еще получаю где-то один биткоин в три дня. Когда я только сделал эту покупку, мне удавалось добывать от 1 до 1,4 биткоина в день.
Обмен прост, но долог
— Насколько Вам удалось вернуть те 80 биткоинов, которые Вы инвестировали?
— Если считать в долларах или кронах, те биткоины ко мне уже вернулись. Но если считать в биткоинах, тогда, однозначно, нет — пока общий доход от покупки где-то 30 биткоинов. Надо уточнить, что ASIC miner я получил где-то в конце октября — начале ноября.
— Вы пробовали перевести биткоины в обычные деньги?
— Когда цена сильно подскочила, я довольно много биткоинов поменял на евро и теперь пытаюсь каким-то образом получить их на свой счет. Пока я жду «в очереди», потому что можно обменять только определенную сумму в день, а желающих это сделать полно.
— А где Вы продавали биткоины? На какой бирже?
— Я с самого начала верен Mt.Gox, менее крупным площадкам я не очень доверяю.
— На Mt.Gox в начале января был самый высокий курс.
— Но и получить оттуда деньги сложнее. Когда интерес возрастает, они могут перевести только какую-то определенную сумму в день. Так что многие не выдержали ожиданий и решили менять биткоины где-то в другом месте, пусть и по меньшей стоимости.
— Сколько времени обмен занял у Вас? Какие в связи с этим были трудности?
— Обмен сам по себе очень прост. Надо сделать счет, отправить биткоины — обычно это всего 10-20 минут. Потом создается заявка на покупку или продажу биткоинов. В тот момент, когда появляется какое-то соответствующее предложение, две заявки состыковываются — операция проводится. Я меняю на евро, потому что потом евро можно будет перевести в европейские банки, но пока я еще не пробовал это делать. Евро вы не получите, пока не проверят вашу личность, чтобы снизить вероятность отмывания денег. Я всем этим начал заниматься только где-то в начале года, я должен был предоставить отсканированные документы и еще какую-то бумагу, думаю, я взял счет мобильного оператора, где был указан мой адрес.
— Сколько Вы получите в результате этого обмена?
— У меня в результате должно быть 13 — 14 тысяч евро.
— Сколько биткоинов Вы оставили?
— В разных кошельках у меня осталось еще около 20 штук.
— Тогда сколько же Вы заработали? Я посчитала, что если бы Вы оставили изначальные 140 биткоинов, у вас было бы 2,5 миллиона крон.
— Столько, к сожалению, у меня уже нет — как раз из-за покупки процессора. Но если я сейчас обменяю и оставшиеся биткоины, думаю, мы подойдем где-то к миллиону крон.
Надо быть первым
— Вы планируете и дальше добывать биткоины?
— Проблема в том, что с распространением ASIC добывать биткоины становится все сложнее. Поэтому где-то в феврале или в марте тот же самый поставщик должен представить новую «коробку», которая в свою очередь будет в 5- 6 раз мощнее предыдущей. А если учесть, что заказов у них уже должно быть примерно на 2 тысячи устройств, уровень сложности добычи опять молниеносно взлетит, еще быстрее, чем теперь. То есть я думаю, что через какие-то два месяца использовать мой ASIC уже будет невыгодно, потому что электричества он съест больше, чем заработает денег.
— Вы собираетесь инвестировать в новый процессор?
— Пока окончательного решения я так и не принял. Или я уже сейчас продам тот, что у меня есть, или оставлю его работать, хотя уже скоро это не будет окупаться, ведь я все еще могу спекулировать, цена биткоина будет расти и дальше. Третий вариант — оставить процессор как сувенир. Ничего нового я пока покупать не буду, потому что в таких вещах очень важно быть одним из первых, чтобы первым получить продукт, потому что тогда будет больше времени на добычу, пока сложность опять не вырастет. Так что, может быть, я подожду, пока не появится что-то еще более быстрое.
— Вы сказали, что, на Ваш взгляд, стоимость биткоина будет расти. До каких пределов она может дойти?
— Я не отважусь делать прогнозы. Здесь важно, возьмутся ли за биткоин новые институты и крупные игроки. Если крупные американские банки поймут, что это хороший инструмент, его стоимость может взлететь до небес.
— А что, как Вам кажется, стало причиной роста стоимости до тысячи долларов? Когда речь шла о сотне, говорили о кризисе на Кипре и о недоверии к евро, но последние полгода эта тема уже не была столь острой.
— Резкий рост вызван огромным интересом со стороны китайцев, которые открыли для себя биткоины и стали массово в них инвестировать. К тому же постоянно увеличивается число интернет-магазинов, принимающих биткоины. Я недавно нашел, что в Чехии на них можно совершать покупки на сайте gourmetkava.cz, недавно добавилась и крупная сеть розничной торговли overstock.com. Это больше уже не просто сфера тех, кто основал небольшой интернет-магазин и начал там принимать биткоины, потому что это было просто интересно.
— Сколько раз в день Вы проверяете курс биткойна?
— На компьютере наверху у меня постоянно перед глазами курс, и всегда где-то под рукой открытый график.