Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Женева-2»: двойная игра Саудовской Аравии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сирийскую коалицию в Женеве никак нельзя назвать представителем сирийского народа и оппозиционных сил. Что касается действующих в стране боевиков, они получают финансирование от Саудовской Аравии и, следовательно, представляют ее, а не сирийский народ, который стал заложником тысяч приехавших со всего мира исламистских фанатиков.

Переговоры между сирийской властью и оппозицией до сих пор не дали ощутимых результатов. На этом фоне сирийская оппозиционерка и бывший член Сирийского национального совета делится своей точкой зрения о текущих событиях. 

 

Atlantico: Вы поддерживали конференцию «Женева-2», хотя и были недовольны отсутствием на ней представителей меньшинств и умеренных. Какого вы мнения о ней на самом деле?  

Ранда Кассис: Моя позиция совершенно ясна, хотя и не все тут так уж однозначно. Да, я поддерживаю «Женеву-2», потому что всегда выступала за политическое решение, а не силовые варианты обеих стороны, которые ни к чему не ведут и могут лишь обострить гуманитарную ситуацию. Положительный аспект этой конференции, которую стремились провести одновременно Россия и Америка, заключается в том, что она может, пусть и незначительно, уменьшить кровопролитие. Как мне кажется, если удастся добиться каких-то подвижек с гуманитарной помощью, это уже будет большим достижением, потому что главное — это спасти жизни. В частности речь может идти о формировании гуманитарных коридоров, что невозможно без договоренности с действующей властью.    

При всем этом, отрицательная сторона данной международной конференции заключается в том, что так называемая оппозиционная делегация представляет лишь саму себя и уж точно не всю оппозицию. Национальная коалиция, на самом деле, ничего не контролирует в Сирии и представляет собой всего лишь ширму, которая получает активную поддержку Саудовской Аравии, Турции и Катара и скрывает за собой главные действующие силы, то есть радикальных исламистов. Они бойкотировали «Женеву-2» и совершенно никому не подчиняются. К сожалению, эта коалиция не пытается как-то улучшить положение меньшинств, а только ставит совершенно нереалистичные условия и говорит о формировании переходного правительства и уходе Башара Асада, что блокирует весь переговорный процесс. Я думаю, что начинать следует с достижимых целей, например, с гуманитарной помощи и освобождения пленных. Действовать нужно поэтапно. Мне кажется, что если бы мы могли сделать конкретные шаги в сторону алавитов, а они единственные, кому по силам добиться смещения Башара Асада, это дало бы намного лучшие результаты. Главное — не повторять иракских ошибок, не пытаться уничтожить стоящую у власти полусветскую партию и не отдать алавитское сообщество на растерзание суннитским исламистам…

 

— Вы весьма критически отзываетесь об оппозиционной коалиции, но разве она не согласилась приехать на «Женеву-2»?

— К сожалению, помимо ее в делегации не представлена ни одна существенная оппозиционная группа. А сама она не в состоянии добиться подвижек, потому что не представляет собой ничего в стране. Некоторые ее союзные отряды не представляют даже Исламский фронт, который поставил условием участия в «Женеве-2» отправку собственных эмиссаров вне коалиции. Повторюсь, в этой конференции принимают участие лишь коалиция, несколько непонятных командиров и представители христиан, друзов и алавитов, которые на самом деле не обладают никаким влиянием в своих сообществах, хотя нас и пытаются заверить в обратном. Саму коалицию никак нельзя назвать представителем сирийского народа и оппозиционных сил. Что касается действующих в стране боевиков, они получают финансирование от Саудовской Аравии и, следовательно, представляют ее, а не сирийский народ, который стал заложником тысяч приехавших со всего мира исламистских фанатиков…   

 

— Почему Саудовская Аравия финансирует исламистов? 

— Аравийцы ведут двойную игру. На таких конференциях они пытаются преподнести всем «умеренных», потому что в коалиции действительно есть несколько алавитов и представителей других меньшинств (друзы, христиане, курды и т.д.)… В то же время Саудовская Аравия повсюду оказывает поддержку радикальным исламистам и является главной региональной державой, которая в состоянии финансировать боевиков самых что ни на есть экстремистских наклонностей. Что же касается передачи власти коалиции в ближайшем будущем, уверена, что в президентском дворце в Дамаске обоснуются радикальные исламисты…  

Это означает, что те члены коалиции, которые называют себя умеренными, и даже по-настоящему умеренные, но находящиеся в изоляции деятели играют в лучшем случае второстепенную роль. Настоящая цель Эр-Рияда в том, чтобы взять под контроль Сирию, поставив у власти близкий исламистский режим. Тем не менее, они ошибаются, если думают, что смогут контролировать исламистов, которым платят…  

Вспомните, что во время войны в Афганистане бин Ладена спонсировал никто иной как глава саудовских спецслужб Турки аль-Фейсал, и впоследствии аравийцам не удалось контролировать исламистов «Аль-Каиды», которые в результате обратились против них… Я вижу, что история повторяется, потому что деньгам не под силу удержать в узде фанатиков с тоталитарным мышлением, которые не знают ничего кроме жажды власти и ненависти. Уверена, что по приходу к власти исламистские пешки Саудовской Аравии (не все из них связаны с «Аль-Каидой», но все относятся к ваххабитскому движению) сделают своей новой целью Эр-Рияд. Аравийцы поддерживают самые радикальные салафитские исламистские группы для борьбы с шиитами в Ираке и Сирии, то есть против иранского врага, но все это в конечном итоге неизбежно обернется против них самих… 

 

— Что насчет алавитов и «Баас»?

— Я убеждена, что у нас не получится сместить Башара Асада без договоренности с другими представителями режима (не стоит отказываться от диалога со всеми ими сразу) и его собственного сообщества, с которым нужно попытаться любой ценой найти компромисс. Думаю, что гарантией для алавитов могло бы стать предоставление им портфелей ключевых министров (обороны, внутренней безопасности) в будущей Сирии. Политический процесс, скорее всего, будет длительным, а «Женева-2» станет всего лишь началом. 

 

— То есть, на «Женеве-1» никакого начала не было? 

— Нет, потому что на первой конференции Россию не стали принимать во внимание, хотя в этом вопросе обойтись без нее никак не получится. За неимением договоренности между Россией и Америкой первые переговоры в Женеве были обречены погибнуть в зародыше. Далее, там не было делегации представителей режима, что автоматически перечеркивало возможность достижения реалистичного соглашения и прагматичных подвижек вроде гуманитарных коридоров. В то же время на «Женеве-2» впервые с начала сирийского кризиса собрались два главных участника конфликта: коалиция и режим. Но это всего лишь первый шаг, потому что, как я уже говорила, залогом любого решения служит диалог с режимом и его покровителями, Россией и Ираном.   

 

Ранда Кассис — сирийский антрополог и оппозиционер, основательница Движения за плюрализм в обществе и бывший член Сирийского национального совета.