Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крушение мимолетных надежд Украины на мир?

Президент Янукович уехал из Киева, а протестующие захватили его дворец. На что пойдет Путин, чтобы восстановить свое влияние? И попытается ли Обама ему помешать?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что сейчас происходит на Украине, имеет большое значение по причинам, которые, с одной стороны, внушают надежду, с другой — пугают. На что пойдет Путин, чтобы восстановить свое влияние? И попытается ли Обама ему помешать?

К утру субботы, 22 февраля, президент Украины покинул столицу страны, спустя всего один день после подписания соглашения с лидерами оппозиции. В этой статье, которая была опубликована вечером в пятницу, 21 февраля, и в которую с тех пор были внесены некоторые уточнения, Фред Каплан говорит о значении следующих шагов Обамы и Путина.

 

То, что сейчас происходит на Украине, имеет большое значение по причинам, которые, с одной стороны, внушают надежду, с другой — пугают.

Все началось осенью прошлого года с протестов на Площади независимости в Киеве, которые переросли в массовые беспорядки и жестокие столкновения после того, как правительство попыталось их разогнать. Вполне предсказуемый сценарий развития событий, однако ситуация резко изменилась в течение последних 24 часов. Президент Виктор Янукович поднял белый флаг и подписал с тремя лидерами протестов соглашение, которое удовлетворяет практически все их требования, в том числе требование вернуться к конституции, действовавшей до 2004 года и провести досрочные выборы в конце 2014 года.

После этого к парламенту вернулись практически все его прежние полномочия, и он сразу же одобрил указ об увольнении министра внутренних дел, закон об амнистии всех участников акций протеста и освобождении Юлии Тимошенко, которая, проиграв с минимальным разрывом Януковичу на выборах 2010 года, была приговорена к семи годам тюрьмы по обвинениям в коррупции.

Но кризис на Украине разрешится еще не скоро. События того дня ознаменовали собой не его разрешение, а лишь начало его политической фазы. И то, что сейчас там происходит, это вовсе не столкновение демократии и диктатуры. По сути, это борьба за власть — не только внутри Украины, но и между Россией и Западом.

Уточнение, 22 февраля, 12:20: В субботу утром это высказывание приобрело зловещий оттенок, поскольку группа наиболее радикально настроенных протестующих захватила президентский дворец, сам Янукович покинул Киев, а политики из восточной, более пророссийской части Украины назвали меры, одобренные парламентом, незаконными. Все эти события заставили всерьез усомниться в возможности осуществления условий соглашения — а также в будущем Украины и ее отношений с Россией и Европой.

Здесь нам стоит попробовать разобраться в истоках этого кризиса. В ноябре 2013 года Янукович принял решение отказаться от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом и вновь вернуться в границы сферы влияния России, соблазнившись на предложение Путина предоставить Украине финансовую помощь в размере 15 миллиардов долларов. Первые протестующие вышли на Площадь независимости в Киеве, потому что они хотели стать европейцами — и не только в экономическом смысле: они протестовали против отказа их президента от западного будущего в пользу восточного прошлого.

Возможно, у Януковича был шанс быстро исправить ситуацию, но только до того момента, когда он начал копировать модели поведения своего благодетеля. В январе он подписал указ о запрете публичных акций протеста, что лишь спровоцировало усиление протестного движения. Его премьер-министр подал в отставку. В попытке подкупить протестующих он предложил свой пост одному из членов оппозиционной партии, который отказался его принять. Переломный момент наступил на этой неделе, когда полиция учинила расправу над протестующими, открыв по ним огонь и сумев в результате отвоевать у них половину площади. Однако уже на следующий день толпа протестующих оттеснила полицию с баррикад и снова захватила всю площадь. Некоторые наблюдатели считают, что дни Януковича сочтены, и в пятницу он это подтвердил. 

Однако прежде чем мы откроем шампанское, чтобы отпраздновать победу, нам стоит вспомнить о некоторых немаловажных деталях.

Во-первых, к тому времени, когда протестующие заняли Площадь независимости, а протесты прокатились по всей Украине, включая ее некоторые восточные города, у них были самые разнообразные требования. Многие из этих людей, включая некоторых националистов правого крыла, которые не были заинтересованы ни во вступлении в Евросоюз, ни в демократии, присоединились к толпе, просто чтобы выразить свой протест против действий полиции в отношении демонстрантов. Поэтому, как это часто бывает в подобных случаях, говорить о каком-то мандате, основанном на «воле народа», крайне ошибочно. 

Уточнение: Это высказывание подтверждается тем, что протестующие, занявшие утром в субботу президентский дворец, являются членами одной из этих радикальных группировок. Очевидно, что их не устроили условия подписанного в пятницу соглашения, а также то, что обещанные изменения будут происходить недостаточно быстро.

Во-вторых, если отвлечься от националистов правого крыла, мнения украинцев в отношении того, хотят ли они вообще поворачиваться лицом к Западу, разделились практически пополам. Те протестующие, которые первыми вышли на демонстрации, в основном проживают в западной части страны, которая граничит с Европой и жители которой стремятся стать ее частью. Однако восточная и южная части страны имеют тесные связи с Россией, которые уходят своими корнями не в советские времена, а в эпоху Петра Первого. Эти территории граничат с Россией, а их фабрики и фермы во многом зависят от российского рынка. 

В-третьих, крайне маловероятно, что Путин спокойно пожмет плечами и даст Украине возможность уйти на Запад. Украина чрезвычайно важна для многих россиян и, в особенности, для Путина, который назвал развал Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века» и объявил о своих планах создать Евразийский союз (призванный стать противовесом Евросоюзу), куда должны войти Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан — то есть сердце бывшего СССР.

Стоит отметить, что в соглашении, подписанном Януковичем, тремя лидерами оппозиции и тремя посредниками из Евросоюза, была также отдельная строчка для подписи Владимира Лукина, российского делегата на этих переговорах. Лукин присутствовал на церемонии подписания, но сам этот документ он не подписывал.

Уточнение: Возможно, Путин почувствовал некоторое давление после подписания этого переходного договора в пятницу, однако теперь, когда радикально настроенные протестующие перечеркнули достигнутое ранее соглашение, он, вероятнее всего, больше не видит перед собой никаких препятствий — а лидеры Евросоюза оказались в довольно неловком положении: если Путин решит вмешаться силой, на каком основании они смогут ему противостоять? 

В среду, 19 февраля, в своей речи, в которой он осудил насилие на Украине, президент Обама заявил, что его подход к этой проблеме не предполагает восприятия этого конфликта «как своего рода игру в шахматы, в которой мы соперничаем с Россией». Он скорее направлен на то, чтобы дать украинцам возможность «самостоятельно принимать решения, касающиеся их будущего».

Здесь стоит сделать несколько замечаний.  Во-первых, международная политика стала похожей на игру в шахматы задолго до начала холодной войны, и она будет такой всегда. Во-вторых, Путин, хорошо усвоивший уроки «Великой игры» своих предшественников, несомненно, воспринимает борьбу за Украину именно как игру в шахматы. В-третьих, это и есть игра в шахматы, это и есть соперничество. Экономика Украины практически полностью разрушена: если Россия отойдет в сторону — возможно, чтобы наказать Януковича, проявившего слабость (Россия уже приостановила выплату финансовой помощи) — на ее место должен прийти кто-то другой. Готовы ли Евросоюз или США это сделать? Если они не помогут Украине, она рухнет. Если они ей помогут, это будет выглядеть как вызов России, и уровень напряжения в отношениях России и Запада снова вырастет. 

Однако вполне возможно, что Обама посылает Путину некий сигнал — сигнал, который делает акцент на второй части его высказывания, где речь идет о праве украинцев самостоятельно принимать решения, касающиеся их будущего. Возможно, он пытался сказать Путину, что у США нет намерения увести Украину из российской сферы влияния, но что у этой страны должно быть право решить свою судьбу в ходе свободных выборов. (В пятницу вечером между Обамой и Путиным состоялся телефонный разговор.) Нет никаких сомнений в том, что в предстоящих выборах примут участие пророссийские партии. И, возможно, одна из них одержит победу. И даже если этого не случится, их партия или партии все равно будут иметь большое влияние в будущем парламенте.

Уточнение: В субботу утром украинский парламент проголосовал за то, чтобы провести досрочные выборы уже в мае, однако пророссийские партии уже назвали это решение незаконным. Захотят ли они принять участие в выборах, или они попытаются захватить власть — возможно, на этот раз при мощной поддержке со стороны России?

Никого не удивило бы, если бы украинская полиция продолжила избивать и стрелять в протестующих до тех пор, пока Площадь независимости не опустела бы. Было время — и не так давно — когда российские штурмовики вполне могли присоединиться к ним со своими дубинками и огнестрельным оружием ради сохранения «соотношения сил». Если насилие на улицах действительно прекратилось, если свободные и честные выборы действительно состоятся уже в конце этого года, это станет новым переломным моментом в украинской политической жизни.

Ранее в феврале Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash), один из самых дальновидных наблюдателей и экспертов по постсоветской политике, выразил свою надежду на то, что к этому времени в следующем году, на 70-летнюю годовщину подписания Ялтинского соглашения, «Украина снова станет наполовину жизнеспособным государством», которое «будет готовиться к подписанию договора об ассоциации с Евросоюзом и при этом сохранит тесные связи с Россией».

Еще вчера такой образ Украины казался бесплотной фантазией. Сегодня он все еще кажется чрезвычайно маловероятным, но уже — волшебным образом — вполне возможным.

Уточнение: Ситуация меняется настолько быстро, что в субботу образ Украины, о котором писал Гартон Эш, снова превратился в бесплотную фантазию, хотя, кто знает, вполне возможно, в воскресенье он снова станет реальным.