Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вперед, на восток! Вторая жизнь «забракованных» европейских авто

Автомобильный «хлам» из Европы поддерживает на ходу целую страну. Путешествие нашего корреспондента в Киргизию похоже на путешествие во времени – он как будто попал в автомобильную Германию 1990-х годов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шлагбаум на границе между Узбекистаном и Киргизией опустился, и, когда мы добрались до города Оша, у нас возникло ощущение, что мы в Германии начала 1990-х годов. Здесь на улицах полным-полно Audi 100 в 44-м кузове, Audi A6 в кузове С4 и старых Volkswagen Passat. Все они помяты, поцарапаны, их лобовые стекла покрыты трещинами, а уж в какие колеса они «обуты»… Но они ездят!

В начале 1990-х годов классические седаны представительского класса переживали у нас последний взлет своей популярности. В те времена внедорожники, которые в наши дни, по сути, пришли на смену седанам, были еще настоящими внедорожниками, то есть были предназначены для езды именно по бездорожью. А такие машины, как Audi 100, Audi A6 или BMW 5-й серии, занимали свою, особенную нишу в автомобильной иерархии.

Неважно, в качестве служебного или частного транспортного средства, они бороздили автобаны между Гамбургом и Мюнхеном. Оснащенные встроенными мобильными телефонными станциями и громоздкими навигационными системами, представительские седаны наматывали километры в качестве корпоративного транспорта, а потом списывались и получали «вторую жизнь» где-нибудь в отапливаемом гараже при загородном коттедже в престижном районе.

Вперед, на восток!

А потом начался их закат. В руках третьего по счету хозяина бывший когда-то представительским седан «разменивал» 200 тысяч километров и рано или поздно попадал на авторынок. В «бардачке» у него лежала тщательно заполненная сервисная книжка со всеми положенными печатями о своевременно пройденных техосмотрах, свидетельствовавшая о его размеренной до тех пор жизни. Но потом произошло неизбежное: расходы на бензин стали слишком большими, ремонтные работы слишком дорогими, а стремление владельца к модернизации своего автопарка не оставили места для сантиментов.

Таким образом, судьба молодых «стариков» была предрешена: многие из них получили «билет в один конец» на восток. Для начала в Польшу или Россию. Но лучшее, как известно, враг хорошего, и в один прекрасный день и у автолюбителей из Восточной Европы появились деньжата на более современные машины, которые Запад, страдавший от пробок, с удовольствием им поставлял. Перевалочным пунктом на пути стареющего автопарка на восток стали страны Балтии. Морем «автохлам» доставлялся до Литвы и Эстонии, где все, что больше не могло передвигаться своим ходом, едва ли не прямо на борту парома разбиралось на запчасти, а непригодные к использованию остатки просто сбрасывались прямо в море.

Однако постепенно и в Прибалтике интерес к старым немецким седанам иссяк, и они остались ржаветь на открытых стоянках. Но куда же они все тогда подевались? Ведь на местных дорогах Audi 100, A6 или «пятерки» BMW 90-х годов выпуска тоже давно уже считаются раритетами. Поэтому мы решили отправиться на поиски этих машин. Путь наш лежал на восток. Именно там, как мы предполагали, в массовом порядке продолжают ездить бывшие представительские седаны из ФРГ. Но ни в Польше, ни в России их тоже почти не осталось.

«Германия 90-х» в Киргизии

Город Ош в Кыргызстане


Поэтому нам пришлось отправиться намного дальше, а именно в Киргизию, где, в отличие от Узбекистана, производящего на заводе General Motors в Асаке бюджетные автомобили для внутреннего, а также для российского рынка, нет собственной автомобильной промышленности. Шлагбаум на границе между Узбекистаном и Киргизией опустился, и, когда мы через несколько километров добрались до города Оша, у нас возникло ощущение, что мы попали в Германию начала 1990-х годов. Здесь на улицах полным-полно Audi 100 в 44-м кузове, Audi A6 в кузове С4 и старых Volkswagen Passat. Все они помяты, поцарапаны, их лобовые стекла покрыты трещинами, а уж в какие колеса они «обуты»… Впрочем, не будем о грустном.

Но они ездят! В большинстве своем это машины в простейших комплектациях, на дополнительно усиленных задних амортизаторах, потому что назвать здешние дороги ровными язык не поворачивается, а в качестве грузов этим машинам нередко приходится перевозить, к примеру, коз или прочий мелкий рогатый скот. Автомобили со следами присущего Европе технического прогресса, например, с турбонаддувом или полным приводом, на здешних улицах искать так же бессмысленно, как, к примеру, машины с дизельными моторами.

Нет, здесь, в Средней Азии, людям важно просто добираться до места назначения. Поэтому они предпочитают простую технику. В Киргизии в почете считающиеся «неубиваемыми» пятицилиндровые моторы Audi или их неприхотливые четырехцилиндровые «собратья» от Volkswagen, способные ездить на самом дрянном местном топливе.

Ош остался в наших зеркалах, а потом и вовсе пропал из вида. Киргизия – страна горная, поэтому местные дороги – это в массе своей серпантины на высоте около 2,5 тысяч метров над уровнем моря. Тем не менее и здесь нам постоянно встречались загруженные всяким хламом старые развалюхи, произведенные когда-то в Ингольштадте или Мюнхене, пилотируемые бесстрашными киргизами, у которых, похоже, в ходу правило: «Кто тормозит, тот проигрывает».

Свадебный стол на «убитом» BMW

То обстоятельство, что западная автомобильная техника через 20 с лишним лет после схода с конвейера выдерживает здешние «пытки», говорит много хорошего о ее конструкторах. Так, на Audi поломку рессоры типа McPherson можно в случае необходимости починить парой ударов кувалдой. Современные подвески, целиком состоящие из алюминия, однозначно не выдержали бы подобного «ремонта».

То, насколько киргизы гордятся своими транспортными средствами, оказавшимися ненужными на Западе, стало понятно в ходе нашего дальнейшего путешествия. Так, перед нами как будто из ниоткуда возникла колонна стоявших на обочине сильно «потрепанных жизнью» Audi и BMW, которые в Германии отправились бы прямиком на свалку. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что нам встретился свадебный кортеж, а на крышках багажников автомобилей был накрыт импровизированный стол.

Однако, несмотря на бесперебойное снабжение дешевыми запчастями из соседнего Китая, постепенно дряхлеющий западноевропейский автопарк заставляет киргизов задуматься о том, на чем же им придется ездить в будущем. О более современных автомобилях говорить не приходится, потому что езду по местным дорогам они не выдержат, а здешние станции технического обслуживания в таком случае будут не в состоянии справиться с выпавшей на них нагрузкой. Поэтому киргизы предпочитают искать «последних могикан» в Германии.

А поскольку в Германии таких машин уже практически не осталось, в поле зрения киргизских покупателей попала соседняя Швейцария. На тамошних авторынках до сих пор нередко можно увидеть чисто вымытые 20-летние автомобили, ждущие своих покупателей. А то обстоятельство, что неожиданный спрос на «автохлам» вызвал рост цен на него, делает эти «раритеты» для их нынешних владельцев такими ценными, какими они давно уже не были.