Экономические круги Японии укрепляют взаимодействие с соседним Китаем. Китай столкнулся с проблемой загрязнения воздуха мельчайшими частицами РМ 2,5, в связи с чем с стране идет ужесточение норм выбросов в атмосферу. Япония же активно призывает Китай к технологическому сотрудничеству в данном вопросе. Китайские предприятия уже проявляют интерес к этому предложению. Таким образом японская сторона надеется улучшить переживающие спад японско-китайские отношения путем взаимодействия в сфере окружающей среды.
11 марта токийское государственное учреждение Касумигасэки посетила делегация, состоящая из 11 глав сталелитейных компаний китайского города Тяньцзинь.
«Мы хотим получить последние японские наработки в области контроля загрязнения воздуха и сокращения выбросов в атмосферу», «Мы хотим научиться охранять окружающую среду», «Мы хотим получить новейшие устройства, позволяющие отслеживать концентрацию частиц РМ 2,5 в режиме онлайн», — друг за другом говорили о сотрудничестве главы китайских предприятий. Секретарь Союза сталелитейщиков Тяньцзиня Ван Цзиин, возглавляющий делегацию, полон желания сотрудничать: «Между Японией и Китаем существует клубок разногласий (например, в плане признания исторических ошибок и островов Сэнкаку), однако сейчас китайский народ больше всего беспокоится о загрязнении атмосферы. Мы надеемся на сотрудничество в этом вопросе». Изначально посыл шел из японских экономических кругов, но в этот раз обозначилась активная позиция и со стороны китайских предприятий.
По информации Союза сталелитейщиков, в сентябре прошлого года китайское правительство поставило задачу к 2017 году сократить концентрацию частиц РМ 2,5 в Тяньцзине на 25% по сравнению с 2012 годом, а также ввело специальные нормы для сталелитейной отрасли. Большинство предприятий, приехавших в Японию, оцениваются как «высокотехнологичные» и «выдающиеся», при этом они не смогли пройти процедуру соответствия новым стандартам, и, находясь под угрозой закрытия бизнеса, отчаянно ищут пути решения проблемы.
Лю Ган, занимающий пост директора завода «Фуган», производящего помпы для военных и торговых кораблей, считает: «Из-за того, что нас могут отсеять, на предприятие увеличивается давление. Мы хотели бы перенять японский опыт и технологии как братья-азиаты».
В этом месяце в Японию также планирует приехать делегация лиц, ответственных за реализацию политики по охране окружающей среды в провинции Шаньдун. В рамках своего визита они посетят термальную электростанцию в городе Йокогама. Также они направятся в город Китакюсю, который одним из первых в Японии начал бороться с частицами РМ 2,5. Там они обсудят возможности технологической помощи в сфере загрязнения атмосферы.
Надежды на начало потепления в отношениях с Китаем
После национализации островов Сэнкаку в 2012 году противостояние между Китаем и Японией только углубляется, и с тех пор не было проведено ни одной официальной встречи между главами двух стран.
Политическое противостояние сказывается и на экономических отношениях. Глава Федерации экономических организаций Хироеси Комэгура во время своего визита в Пекин в прошлом году попытался встретиться с премьер-министром КНР Ли Кэцяном, но ему было отказано в приеме. Вследствие ухудшения отношений между странами японские корпорации теряют выручку в Китае, например в розничных продажах или продажах автомобилей, а экономисты Японии ломают голову над тем, как выйти из сложившейся ситуации.
И вот, Ассоциация по экономическому взаимодействию между Японией и Китаем, состоящая из японских крупнейших корпораций (председатель — почетный директор компании Toyota Motors Фудзио Те), предложила укреплять экономические отношения путем взаимодействия в сфере экотехнологий для того, чтобы выйти из замкнутого круга.
В марте прошлого года ассоциация организовала «Общество содействия улучшению состояния загрязнения атмосферы в Китае», в которую вошли сотни организаций, включая JX и Hitachi. Общество направило предложения о сотрудничестве пяти китайским городам и провинциям, сильно страдающим от загрязнения атмосферы, таким как Пекин и близлежащий Тяньцзинь, провинция Шаньдун. В предложении было рассмотрено 470 вариантов технологических решений по проблемам окружающей среды.
Китайское правительство хорошо встретило это предложение, растет и число китайских предприятий, которые изъявляют желание поехать в Японию по приглашению японской стороны. Консультант компании JX Фумиаки Ватари считает: «Решение проблемы загрязнения воздуха в Китае лежит в регулировании объемов потребления ископаемого топлива. Япония обладает передовыми технологиями в этой области. Я надеюсь, что ситуацию (в отношениях между Японией и Китаем) можно коренным образом изменить путем сотрудничества и совместных усилий».