Около половины немцев выступают за посредничество между Россией и НАТО, демонстрируя тем самым в определенной степени антизападные настроения. Но тот, кто хочет сотрудничать с Путиным, должен крепко стоять в западном блоке.
Были времена, когда Германия не была заинтересована в компромиссах и посредничестве. Эти времена завершились ужасными событиями во Второй мировой войне. Теперь, казалось, весь мир должен радоваться тому, что большая часть немцев уже не тверда, как сталь. Немцы все больше хотят, чтобы Германия брала на себя роль посредника в конфликтах.
Но то, что так хорошо звучит, на самом деле далеко не так. Если сегодня половина немцев хочет видеть Германию в качестве посредника между Россией и Западом, то под этим подразумевается нечто другое – частичный выход из западного блока. Поскольку в него уже входят и Польша, и балтийские страны, его лучше называть свободно-демократическим блоком.
В первые десятилетия холодной войны все выглядело так, будто жители ФРГ медленно, но уверенно сближаются с блоком, его ценностями и экономическим устройством. Сегодня уже нельзя с полной уверенностью утверждать, что этот «долгий путь на Запад» бал таким успешным, как это отобразил историк Генрих Аугуст Винклер (Heinrich August Winkler) в своей одноименной книге.
Возможно, многие в этом блоке чувствовали себя хорошо на протяжении того времени, когда он приносил им пользу, когда он гарантировал, что советская зона влияния заканчивается за железным занавесом и не существует опасности, что между Гамбургом и Мюнхеном, Кельном и Гельмштадтом будет введена плановая экономика и будет ликвидирована свобода прессы.
Немецкие традиции
Тот, кто сегодня хочет выполнять посредническую роль между свободно-демократическим блоком и Россией, придает действиям Путина легитимность, которой он на самом деле не обладает. С тем, кто нарушает правила международного права, на одном пути встречаться не стоит. Конечно, нужно понять и Путина.
Но не в смысле одобрения его действий, а в смысле дешифровки. Нужно найти исторические рамки, в которых он движется. Тогда, к сожалению, становится понятно, что он действует по старому русскому образцу. Нужно знать историю. Дискуссии с ним имеют смысл только с позиции твердого членства в свободно-демократическом блоке. Метания между Западом и Востоком, между цивилизацией и культурой, между рациональным и душевным имеют давние корни. Но это не имеет ничего общего со стремлением к двери в Путинской империи, которая приведет к выходу из нашего блока.