По данным Международного валютного фонда (МВФ), на Украине ВВП на душу населения составил в прошлом году в пересчете 3862 доллара США. Это меньше, чем в Албании или Монголии. Для сравнения — в Германии ВВП на душу населения равнялся 43952 долларам. Без помощи извне Украина не в состоянии обслуживать долги, выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам. И помощь начинает поступать от Международного валютного фонда, США и Евросоюза. Но сумеет ли Украина когда-либо вернуть кредиты?
«Газпром» как ударная армия Кремля
Между тем Москва использует «Газпром» как средство давления на Украину. Во вторник, 1 апреля, цена на газ, которая до отмены всех льгот составляла 268,5 доллара за тысячу кубометров, выросла на 44%, в четверг, 3 апреля, еще на 100 долларов. Теперь она будет составлять 485,5 доллара за тысячу кубометров. Это значительно выше, чем в Западной Европе, где цена на газ — в среднем 350 долларов США. По данным главы «Газпрома» Алексея Миллера, задолженность Украины за газ превысила 1,7 миллиарда долларов.
В Киеве много говорят о богатых залежах сланцевого газа в самой Украине. Но освоение этих месторождений методом фрекинга потребует много денег и времени. «Пока все эти разговоры служат лишь аргументом в спорах с Кремлем, — констатирует Александр Маркус. — Если через пять лет Украина сумеет освоить значительные месторождения, она реально снизит свою зависимость от России. Но на это потребуется от 4 до 5 лет».
Чтобы залатать хоть какие-то прорехи в бюджете, Евросоюз предоставляет Украине около 2 миллиардов долларов, Япония 1,5 миллиарда, США — гарантии на кредиты до 1 миллиарда долларов. Международный валютный фонд готов выделить 18 миллиардов долларов, но на жестких условиях. Но как будет Украина расплачиваться с долгами?
Украина — богатая страна, но в очень отдаленной перспективе
«Украина с ее 46 миллионами населения — крупный рынок сбыта, растет и ее значение как производителя запчастей и компонентов, например, для немецкой автопромышленности», — считает член делегации немецкой промышленности в Киеве Александр Маркус (Alexander Markus). «В перспективе у Украины большой потенциал», — подчеркивает член Европарламента, немецкий депутат Александр Ламбсдорфф (Alexander Graf Lambsdorff).
О каких величинах они говорят? Поставки запчастей и компонентов для автомобильной промышленности составляют 14% всего объема экспорта Украины в Германию. Но их доля в общем импорте немецкого автопрома — всего 0,3%.
Житница Европе не нужна
Украина всегда числилась житницей Европы. И сегодня страна — третий по величине экспортер зерна после США и Евросоюза. Однако устарелые методы и отсутствие капиталовложений в сельское хозяйство приводят к тому, что украинское зерно стоит на рынке дешево и используется, в основном, как кормовое. Ни Россия, ни Евросоюз в закупках не заинтересованы — они сами экспортируют зерновые.
Что еще может предложить Украина? Самые простые станки, уголь, сталь низких сортов — в основном Украина до сих пор экспортировала их в Россию. Но Кремль может без труда найти других поставщиков.
Стратегически важны для России отдельные предприятия авиационной и оборонной промышленности. Например, почти все российские вертолеты комплектуются украинскими моторами. «Без Украины российская армия ни летать, ни стрелять не сможет», — считает украинский экономист Борис Кушнирук. Но сможет ли Киев продолжать сотрудничество в этой области перед лицом военной угрозы со стороны России? Кушнирук уверен, что нет, ведь «иначе украинское оружие может быть использовано против Украины».
Почему Россия и Евросоюз соперничают на Украине и за Украину?
Россия хочет, чтобы Украина оставалась зависимой от нее. Александр Ламбсдорфф усматривает геостратегические интересы: «Россия хочет сдержать НАТО на подступах к своим границам и построить так называемый Евразийский союз. А без Украины он теряет смысл». Граф Ламбсдорфф уверен, что экономические интересы играют для России лишь второстепенную роль.
Но и для Евросоюза потенциальные экономические выгоды от сближения с Украиной не оправдывают миллиардных затрат. Александр Ламбсдорфф считает, что интересы ЕС можно сформулировать в трех словах: стабильность, отсутствие пограничных конфликтов и массового притока беженцев с Украины. Для Парижа, Берлина или Лондона Украина далеко. Для Польши, Словакии, Венгрии или Румынии она — ближайший сосед. Уже сейчас в этих странах работают немало гастарбайтеров с Украины. Поэтому после аннексии Крыма они в рамках ЕС и требуют сделать все возможное, чтобы не допустить дальнейшей агрессии со стороны России и предотвратить большой хаос на Украине.