После Крестовых походов в Восточном Средиземноморье началось стремительное развитие торговли. Европейцы, поселившиеся здесь на данном этапе и путем брачных союзов смешавшиеся с такими местными немусульманами, как греки, армяне и даже евреи, образовали здесь абсолютно новый социальный класс. В эпоху, когда в Европе нельзя было даже представить какое-либо мусульманское сообщество, члены которого носили бы тюрбаны и характерные накидки, имели свою мечеть, медресе и рынок, в исламских городах произошло образование районов, где чужестранцы жили в мире и обладали определенными привилегиями.
Нечто вроде маленькой Европы
С давних пор для обозначения восточного побережья Средиземного моря употреблялось понятие «Левант». Это французское слово, обозначающее «место восхода солнца». Со временем оно стало подразумевать весь Ближний Восток. Ввиду того, что название «Левант» использовалось международными торговыми компаниями, работающие в них европейцы именовались «левантинцами». Затем это название стало применяться ко всем европейцам, родившимся и выросшим в Османской империи.
Они жили поблизости района Пера (ныне Бейоглу) в Стамбуле. В 1453 году в итальянском торговом центре Пера проживало 600 семей. В 1927 году их число составляло 20 тысяч человек. Численность левантинцев, которые за всю свою жизнь ни разу не побывали на историческом полуострове Стамбула (территории, с которых началось основание Стамбула — прим.пер.) и не выучили ни единого слова на турецком языке, была весьма высокой. Так продолжалась их жизнь в османском обществе в составе космополитической, изолированной, интересной социальной группы со своими специфическими обычаями. Такие города, как Измир, Стамбул, Александрия, где поселились левантинцы, создавали отличные условия для торговли. Помимо стратегической важности, эти места выделялись подходящим климатом, здесь царили безопасность и спокойствие.
Левантинцы имели итальянское, мальтийское, французское, каталонское, испанское и польское происхождение, в дальнейшем к ним присоединились голландцы, немцы, англичане. Все они говорили на своих языках, посещали христианские церкви, где присутствовали назначенные папой католические духовные лица. Впоследствии были созданы и протестантские церкви. Судебные споры, возникавшие между левантинцами, решались в рамках определенных правовых систем в соответствующих консульствах. У данного сообщества были свои школы на родных для них языках. Наряду с сохранением собственных языков и религий, левантинцы развивали связи с жителями городов, в которых они проживали, и даже перенимали некоторые здешние обычаи. С целью защиты своих интересов они действовали сообща. У многих из них не было паспорта. Султан Абдул-Хамид II дал им османское подданство. В прошлом веке первое место по численности занимали французы, далее следовали итальянцы, немцы и англичане.
От выкрашенных белой известью, комфортных левантинских домов на ухоженных проспектах Стамбула и Измира остались лишь отдельные следы. Рестораны, кафе, фотостудии, магазины, театры в этих районах, а также балы и красочные карнавалы в праздничные дни создавали ощущение небольшого европейского города. Перед левантинцами выступали приезжавшие из Европы артисты. Левантинцы были пионерами в таких видах спорта, как скачки, футбол, теннис; они выписывали европейские газеты, выпускали свою газету и журнал на французском языке. В XVIII и XIX веке численность левантинцев, проживавших в крупных османских городах, выросла еще больше. Они также играли значимую роль в области османской дипломатии.
«Пресноводный франк»
Подражание левантинцев Европе в общественной жизни послужило поводом для возникновения несколько принижаемого стиля жизни, называвшегося в османском обществе «а ля франга» (франкский стиль). Примеру левантинцев следовали местные немусульмане и даже некоторые мусульмане; через отношения с левантинцами они пытались испытать вкус этой современной жизни. Чтобы достичь привилегированного статуса левантинцев, некоторые местные немусульмане стремились получить иностранное подданство. Имея в виду разницу между пресноводной и морской рыбой, мусульмане иронично называли левантинцев «пресноводными франками». Франк — термин, который османы с незапамятных времен употребляли в отношении западных европейцев. В сравнении с жителями Запада левантинцы рассматриваются как носители восточной идентичности, в сравнении с жителями Востока — западной. Из-под пера не только османских, но и европейских писателей выходили работы, принижающие и высмеивающие левантинцев.
Постепенное усиление данного социального класса ввиду давно приобретенных им привилегий и его экономической деятельности послужило поводом для реакции османской интеллигенции, отстающей от Европы. Националистическая политика иттихадистов (революционеры-младотурки, члены партии «Единение и прогресс» — прим.пер.), захвативших власть с наступлением эпохи второй Конституции (1908 год), была направлена против левантинцев. После отмены привилегий для иностранцев (называвшихся «капитуляциями»), поражения в мировой войне, провозглашения республики и ограничения экономической деятельности левантинцев они перестали быть привилегированным классом в силу национализации и переориентации местных жителей на торговлю. Великая депрессия 1930 года нанесла последний удар. Левантинцы были вынуждены бросить сначала свой бизнес, а затем дома, содержание которых было делом весьма затратным.
Большинство левантинцев, звезды которых угасли вместе с Османской империей, мигрировало на Запад, прежде всего в Америку. Тем не менее, в таких городах, как Стамбул, Измир и Искендерун, остались левантинские семьи. Левантинцы, которые в период модернизации прошлого века открыли реформистам окно в Европу, оставили важный след в истории турецкого общества.