Два недавних кадровых решения министерства культуры можно было бы счесть простой ротацией, если бы не одно обстоятельство — все отставленные деятели культуры публично выступали против действий России на Украине, а пришедшие им на смену люди, напротив, подписались под письмом в поддержку действий Владимира Путина. Итак, с поста комиссара российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале был уволен искусствовед Григорий Ревзин и столь же внезапно из состава Экспертного совета по драматургии исключили сразу 8 человек.
Не сказать, чтобы чтение и анализ претендующих на гранты государства пьес было главным делом жизни, скажем, для выступивших против присоединения Крыма к России театрального критика Романа Должанского или Елены Греминой из Театра.doс, но тут уж, что называется, куда министерство смогло дотянуться, туда и дотянулось. Правда, в негосударственный Театр.doс теперь еще нагрянули пожарные с проверкой, так это они о безопасности зрителей пекутся. Ну а в Экспертный совет по драматургии теперь вошли кинорежиссер Павел Лунгин и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, те самые подписанты. Стоит под памятным, родившимся в стенах того же самого министерства культуры текстом, одобряющем действия Владимира Путина, и подпись назначенного на место Григория Ревзина ректора Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Семена Михайловского. При этом еще недавно теперь уже бывшим членам Экспертного совета был разослан список пьес, то есть предполагалось, что работа идет своим чередом. При этом до открытия биеннале осталось всего два месяца — в такие сжатые сроки комиссаров обычно не меняют.
Так что, сомневаться не приходится, какими бы обтекаемыми ни были формулировки, отставники наказаны за расхождение с генеральной линией. В интервью, прошу прощения за тавтологию, журналу «Интервью» Григорий Ревзин говорит, что ему кажется — случившееся было личной инициативой министра культуры Владимира Мединского: «Есть валдайская речь президента и другие заявления, и министр культуры хочет показать президенту, какой он молодец. Это с его стороны немножко рискованная игра, может, он и выиграет, но не факт. У нас традиционно идеологией занимается ЦК — в советские времена, а сегодня — Администрация президента. А министр культуры занимается хозяйственными вопросами — чтобы театры играли, музеи отапливали. То, что он решил стать министром идеологии, — это немножко не по чину. Может, ему повысят чин, а может, появится другой чин, который его одернет».
20 апреля Григорий Ревзин примет участие в проекте «Архитектура и власть» ProScince/театра на сцене Центра Мейерхольда. Арт-директор этого самого центра Елена Ковальская — в числе уволенных из министерского совета по драматургии.
Арт-идеолог, устроитель выставки «Духовная брань», в свое время подвергшейся нешуточным гонениям сначала со стороны представителям казачьих объединений, а вскоре и официальных властей, Виктор Бондаренко с тревогой воспринял случившееся:
— Это для меня ужасные вещи, так как я приложил много своих личных усилий, способностей (надеюсь, какие-то способности у меня есть) и денег для поддержки и развития современного искусства. Это некая лаборатория: художники двигают цивилизацию вперед. Ну что ж, страна идет обратно к своим корням, к скворечникам, к Шишкину. Сегодня режим не устраивают люди, которые говорят правду своей Родине-маме. Что она больная, что от нее исходит скверный запах, что от нее все шарахаются. Ответ на это — а, ты о маме так говоришь, значит, ты ее не любишь, значит, ты ее враг. А на самом деле враги нашей родины — это те, кто толкает ее обратно в средневековье. Все это печально, я не знаю, что делать. Последние три месяца все мои друзья и знакомые говорят, что пора валить из этой страны. Но мне что-то не хочется валить. Посмотрим, что будет. Я думаю, что все имеет свой конец. Все проходит, и это пройдет.
— То, о чем вы сейчас говорили, все-таки касалось внутренней культурной жизни. Но Венецианская биеннале — это международный проект. Не пострадает ли репутация страны от того, что за два месяца до открытия меняют комиссара русского павильона? Проделана определенная работа, хоть Григорий Ревзин и признается, что в этом году предпочел не вмешиваться в замыслы молодых кураторов биеннале из института «Стрелка», вроде как отошел в тень, но все же, начал один, а продолжит другой. Но у другого могут быть иные представления о прекрасном.
— Я часто бываю за границей. Насколько я знаю, сегодня никакой репутации у России нет. Она полностью разрушена. Страна себя показала как горилла с ядерной ракетой. Она снова скалит зубы. Да, все боятся ее, и так будет до той поры, пока эти ракеты смогут летать, и потом, наверное, уже бояться не будут. Я думаю, мир понимает, что у нас происходит. Отставки, которые мы обсуждаем, вроде не громкие, но для меня это как индикатор. Этому режиму нужна война. Есть обиженный народ. И появились виноватые во всех наших бедах. Конечно же, это американцы и «пятая колонна». И появился харизматичный лидер. И все сейчас работает на то, чтобы наша страна была полностью изолирована, чтобы вновь опустился железный занавес. Поэтому никого не интересуют проблемы репутации.