Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цыганский вопрос и толерантность

Пресс-секретарь правительства Стефан Ле Фолль спровоцировал настоящую бурю в СМИ своим заявлением о том, что цыган «нужно вернуть туда, откуда они пришли». Тем самым он пытается оправдать жесткую политику, которая должна оставаться «гуманной». Если мы хотим, чтобы интеграция действительно сработала, не нужно делать ее невозможной бесконечным облегчением иммиграции, которое может сделать цыганский вопрос еще более взрывоопасным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько недель назад один живущий в VII округе высокопоставленный чиновник, который неизменно называл себя «социалистом» и «гуманистом», вылил на головы столпившихся у его дверей цыган бутылку отбеливателя. Жители крупных городов быстро расстаются со всеми их нравственными ценностями, когда им приходится столкнуться с реалиями иммиграции?

Atlantico: Полемика вокруг цыган вновь вышла на первый план после того, как во вторник Стефан Ле Фолль (Stéphane Le Foll ) заявил, что цыган «нужно вернуть туда, откуда они пришли». Эти слова породили целую бурю в СМИ. С чем связана такая жесткая позиция руководства Соцпартии? Почему оно так резко сменило курс?

Гилен Шеврие:
В сентябре 2013 года тогдашний министр внутренних дел и нынешний премьер-министр говорил о том, что желание интегрироваться во французское общество есть только у меньшинства цыган, и что «не стоит строить иллюзий насчет решения цыганской проблемы исключительно путем вовлечения». Сегодня же пресс-секретарь президентской администрации говорит, что цыган «нужно вернуть туда, откуда они пришли». Тем самым он пытается оправдать жесткую политику, которая все равно должна остаться «гуманной». В эфире RTL к нему обратился разгневанный слушатель, который заявил о «нашествии» цыганских лагерей и формировании настоящих трущоб у Парижа. На это он ответил: «Не думаю, что речь действительно идет о нашествии, и что сегодня приезжает больше цыган...»

В действительности мы имеем дело с набирающим обороты движением, которое вынуждает власть изменить свою позицию. Разумеется, «нашествие» здесь неподходящее слово, но нынешняя ситуация как никогда благоприятствует внутриевропейской иммиграции, которая в будущем только усилится. В первую очередь это относится к тем, кого подталкивает в спину ветер нищеты при том, что перед ними открывается освобожденное от границ во имя общего рынка европейское пространство. Нужно сказать, что в процессе европейского строительства мы руководствовались в первую очередь соображениями рынка и создали свободное пространство для свободного движения людей и капиталов, не задумываясь о возможном социальном неравенстве государств-членов. Все это способствует иммиграции людей из бывших коммунистических республик Восточной Европы в развитые западные страны с высоким уровнем социальной защиты. А в этой области Франция является общепризнанным лидером.

Правительство должно сделать для себя нужные выводы и отправить в Европу тревожный сигнал, потому что в будущем ситуация может окончательно выйти из-под контроля. Хотя сейчас нет основания для того, чтобы говорить о «вторжении» в городские районы поблизости от цыганских таборов, у людей все равно возникают очень неприятные чувства при виде незнакомой Франции страшной нищеты и всех свойственных ей характерных черт: грязь и антисанитария, лишенные всего и вся и дети, зачастую агрессивное попрошайничество, полная необустроенность жизни.

— Причиной скандала стала недавно обнародованная записка из комиссариата VI округа Парижа, в которой говорится о необходимости «прогнать» из города этих людей. С чем связано такое решение, раз уж цыганские трущобы существуют в парижских пригородах уже не первый год?


— Эта полицейская записка стала в своем роде отражением почти что отчаянной ситуации. Это во многом связано с семейным положением этих людей. Маленькие дети болтаются на улице, а несовершеннолетние вступают в преступные группировки. Но их семьи предпочитают не замечать происходящее из-за настоящей культуры нищеты, которую приносят с собой эти люди. Все это приводит к таким формулировкам в административной среде: они могут показаться грубыми, но на самом деле отражают настоящую проблему, ведь ни один нормальный человек не может остаться равнодушным при виде таких ужасных вещей. Мы не можем оставить все как есть и сидеть сложа руки, хотя, конечно, предложенное в этой записке выходит за рамки разумного.

Во всех городах власти выселяют цыганские таборы, потому что мы не можем позволить цыганам существовать в таких ужасающих условиях с риском для всех. Но эти лагеря не исчезают, а просто перемещаются в другое место, так как волшебного решения тут не существует. Выход из ситуации нужно искать не на уровне городов или всей нашей страны, а в масштабах Европы, которая и породила эту проблему.

— Несколько недель назад один живущий в VII округе высокопоставленный чиновник, который неизменно называл себя «социалистом» и «гуманистом», вылил на головы столпившихся у его дверей цыган бутылку отбеливателя. Жители крупных городов быстро расстаются со всеми их нравственными ценностями, когда им приходится столкнуться с реалиями иммиграции?

— Представители власти угодили в ловушку между необходимостью принять во внимание бедственное положение этих людей и их воздействием на городскую среду, когда через несколько месяцев остатки терпения теряют даже те местные жители, которые изначально могли бы встать на их сторону. Существуют такие неприятные вещи, которые постепенно могут переубедить кого угодно. Мы не можем просить тех, кому приходится жить рядом с цыганскими таборами, воспринимать ситуацию исключительно под идеологическим углом, как это делают крупные СМИ, и забыть об окружающей их действительности. Такое свойственное большинству СМИ отношение на самом деле контрпродуктивно. Оно вызывает чувство отвращения и отрицания там, где нужно было бы внимательно прислушаться к жителям, у которых может сложиться ощущение, что их бросили на произвол судьбы и обвиняют в нетерпимости или даже расизме.

— Быть может, пристрастие к отдаленному от иммиграционных реалий гуманизму заставило нас всех позабыть об общественных, экономических и государственных проблемах, которые порождают миграционные потоки? Возможно ли сейчас возвращение жестких мер?

— Гуманизм — весьма требовательная вещь. Он подразумевает всестороннюю оценку проблем и задач, понимание их взаимосвязи. Масштабы иммиграции нельзя оценивать в отрыве от необходимости сохранить равновесие в экономике, обществе и даже политике. Иммиграционная политика должна представлять собой рациональный и продуманный курс и не может решаться на основании игр политических альянсов, которые нацелены на привлечение того или иного электората. Такой политиканский расчет может привести нас к катастрофе. Достаточно взглянуть на то, какие результаты сулят опросы Национальному фронту всего за несколько недель до европейских выборов. И это, возможно, только начало. Вспомните и о недавних муниципальных выборах, когда Национальный фронт добился победы в городах с широким рабочим электоратом, которым движут гнев и отчаяние.

Все это может лишь еще сильнее ослабить демократию, а она и так находится не в лучшем состоянии из-за экономической системы, которая озабочена только прибылью и финансами и лишь продолжает ширить неравенство. Республиканские ценности подразумевают такие правила игры, которые позволили бы интеграции сохранить человеческое лицо, дали бы каждому возможность найти свое место в обществе под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Это самые высокие и важные, но в то же время и самые уязвимые из всех ценностей.

Далее встает вопрос нашего восприятия интеграции. Если мы хотим, чтобы она действительно сработала, не нужно делать ее невозможной бесконечным облегчением иммиграции, которое сделало бы цыганский вопрос еще более взрывоопасным. Ведь если бесконтрольная иммиграция нарушает необходимые условия интеграции, все это ведет к формированию изолированных групп по этническому и религиозному признаку. А это будет способствовать образованию внутри нашего общества трагических расколов, распространению соперничающих друг с другом групп и, как следствие, возникновению межобщинных конфликтов. В конечном итоге мы придем к лоскутному обществу.

Это будет означать конец нашего общества, одной из главных черт которого стало смешение людей. Как показали недавние цифры, наша страна занимает первое место в мире по количеству смешанных пар: на них приходится 27% населения, тогда как, например, в тех же США в 2010 году речь шла о 0,69%. Хотя иногда за этими смешанными браками и скрывается иммиграционная стратегия, общая тенденция все равно бесспорна. Подход правительства к цыганскому вопросу представляет собой лишь повторение других, еще более острых проблем, которые поджидают его, если оно не пойдет по другому пути, не откажется от нынешней попустительской иммиграционной политики.

Так, например, после принятия мер по облегчению процесса предоставления особого статуса оказавшимся в бедственном положении несовершеннолетним иностранцам по вступившему в силу в ноябре прошлого года циркуляру министра Тобиры заявок на эти пособия стало на порядок больше. При этом из-за процессуальной путаницы статус несовершеннолетних дают даже совершеннолетним. За последние годы число людей, которым были предоставлены этот статус и пособия, увеличилось вдвое. Сейчас эта тенденция только продолжает набирать обороты, что ведет к перегрузке социальных служб.

Здесь опять-таки ничего не предпринимается, пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля, то есть пока генеральные советы попросту не откажутся принимать новые заявления. Что будет с интеграцией этих людей, если мы пустим все на самотек, не будем пытаться бороться с попытками использовать эту лазейку для экономической миграции? Люди, которым действительно нужна наша помощь, могут оказаться не удел, а добрые намерения правительства приведут к всплеску экономической миграции и краху всей системы. Не говоря уже о дополнительных аргументах в руках ультраправых.

Гилен Шеврие, доктор истории, преподаватель и консультант.