Найдена первая планета размером с Землю, на которой может быть жизнь

Ученые НАСА, работающие с телескопом «Кеплер», обнаружили планету, похожую по размерам на Землю и находящуюся в обитаемой зоне своей звезды.

© REUTERS / NASA/JPL-Caltech/Handout Экзопланета Kepler 186f
Экзопланета Kepler 186f
Ученые впервые открыли далекую планету размером с Землю, находящуюся в обитаемой зоне своей звезды. На этой «земной родственнице» может быть вода в жидком состоянии и необходимые условия для жизни. Новую планету, получившую название Kepler-186f, впервые удалось засечь при помощи космического телескопа НАСА «Кеплер».

Новую планету, получившую название Kepler-186f, впервые удалось засечь при помощи космического телескопа НАСА «Кеплер». Планета вращается вокруг тусклого красного карлика примерно в 490 световых годах от Земли. Эта звезда холоднее нашего Солнца, а сама планета чуть больше Земли, однако расположение этого далекого мира, а также его размеры говорят о том, что на поверхности Kepler-186f может быть вода.

«Среди прочего, мы ищем земных близнецов, к которым относим планеты размером с Землю, находящиеся в зоне жизни солнцеподобной звезды, — рассказал Space.com ученый Том Барклай (Tom Barclay), работающий с телескопом „Кеплер“ и являющийся одним из авторов нового исследования экзопланет. — Планета Kepler-186f размером с Землю, и находится она в обитаемой зоне более холодной, чем Солнце, звезды. Поэтому ее нельзя назвать близнецом Земли, а вот кузиной можно. У нее похожие характеристики, но другой родитель».

Потенциально обитаемая

Ученые считают, что Kepler-186f, самая дальняя из пяти планет на орбите звезды Kepler-186, вращается вокруг нее на расстоянии 52,4 миллиона километров. Теоретически она находится в пределах зоны обитаемости красного карлика.

Земля двигается по орбите вокруг Солнца на средней удаленности 150 миллионов километров, однако Солнце больше и ярче, чем звезда Kepler-186. Это значит, что обитаемая зона Солнца начинается от него гораздо дальше по сравнению с Kepler-186.

«Это первый безусловный случай, когда в обитаемой зоне вокруг другой звезды была найдена планета размером с Землю», — сообщила в своем заявлении Элиза Кинтана (Elisa Quintana) из проекта по поиску внеземных цивилизаций и возможному вступлению с ними в контакт (SETI), работающая в исследовательском центре НАСА имени Эймса.

Раньше ученые тоже находили планеты различных размеров в пределах зоны обитаемости своих звезд. Однако Kepler-186f — это первая планета вне солнечной системы размером с Землю, находящаяся достаточно близко к нам на такой орбите, которая может обеспечивать наличие там жизни.

«Историческое открытие»

«Это историческое открытие первой планеты размером с Землю, которая вращается по орбите в зоне жизни вокруг своей звезды, — заявил Space.com по электронной почте астроном Джефф Марси (Geoff Marcy) из Калифорнийского университета в Беркли, который не участвует в этом исследовании. — Это лучший образец пригодной для жизни планеты из числа когда-либо найденных. Результаты неопровержимы и прочны как скала. Сама планета может и не такая прочная, но я могу сделать на это ставку, предложив в качестве залога свой дом. В любом случае, это настоящее сокровище».

Открытая планета в радиусе на 10 процентов больше Земли, а поэтому немного крупнее ее. Исследователи считают, что она такая же твердая, как Земля. Они пока до конца не уверены в составе атмосферы Kepler-186f, хотя это ключевой момент, который поможет ученым понять, насколько она благоприятна для жизни.

«За последние несколько лет мы узнали, что на планетах с радиусом в полтора раза больше земного происходят вполне определенные изменения, — отметила Кинтана в своем заявлении. — Когда у планеты радиус в полтора-два раза больше земного, она становится достаточно массивной и начинает аккумулировать очень толстый слой атмосферы из водорода и гелия, напоминая газовые гиганты нашей солнечной системы, а не то, что мы считаем земным».

Край обитаемости

На самом деле, Kepler-186f находится на самом краю зоны обитаемости своей звезды. Это значит, что жидкая вода на ее поверхности может замерзать, о чем говорит соавтор проведенного исследования Стивен Кейн (Stephen Kane) из университета Сан-Франциско.

Находясь во внешней части зоны жизни, Kepler-186f, которая немного больше Земли, может обладать водой в жидком состоянии, отметил Кейн в своем заявлении. Будучи чуть больше Земли, эта планета может иметь более толстый слой атмосферы, который изолирует Kepler-186f и сохраняет ее воду в жидком виде, добавил ученый.

«Kepler-186f обращается вокруг своей звезды за 130 дней, но поскольку масса этой звезды меньше, чем у Солнца, планета находится к ней немного ближе, чем Меркурий к Солнцу, — сказал Барклай. — Она находится на более холодном краю зоны обитаемости. Это глубоко в ее пределах, но Kepler-186f получает меньше энергии, чем наша Земля. Так что если вы очутитесь на этой планете, ее звезда покажется вам более тусклой».

Перспективы охоты на экзопланеты

Kepler-186f может оказаться слишком трудноразличимой для дальнейших исследований, проводимых с целью проникновения в пределы ее атмосферы. Космический телескоп НАСА «Джеймс Уэбб», являющийся преемником «Хаббла», будет запущен в космос примерно в 2018 году с задачей получать изображения планет, вращающихся вокруг относительно недалеких от нас звезд. Однако система Kepler-186 может оказаться для этого мощного телескопа слишком далекой, и он будет не в состоянии ее исследовать, сказал Барклай.

Пользующиеся телескопом «Кеплер» ученые открыли Kepler-186f при помощи транзитного метода. Когда планета проходила перед диском своей звезды, если смотреть на нее в телескоп, она приглушила свечение красного карлика, позволив ученым многое узнать о ней самой. В прошлом году в телескопе обнаружились серьезные неполадки, и он больше не может работать как раньше, однако ученые до сих пор изучают полученный от него огромный массив данных в поисках новых далеких миров.

«Я испытываю восхищение от того, что мы живем в такое время, когда открытие потенциально обитаемых планет превратилось в обыденность, и методы их поиска стандартизируются», — заявила Space.com по электронной почте астрофизик из Массачусетского технологического института Сара Сигер (Sara Seager), занимающаяся поиском экзопланет, но в данном исследовании не участвующая.

Данные о новом исследовании были опубликованы 17 апреля на сайте журнала Science.