Юмористический тест на сайте Buzzfeed предлагает посетителям определить их степень «французскости»… на основании списка недостатков. Более того, ставшая привычной для США критика французов проникла даже в рекламу машин Cadillac.
Atlantico: Появившийся недавно юмористический тест на сайте Buzzfeed предлагает определить вашу степень «французскости». Как отличить оскорбительные стереотипы от реальных причуд?
Николас Маркс: Как мне кажется, к числу первых относятся либо неоправданные стереотипы, либо те, которые уже настолько «заезжены», что о них уже давно пора забыть. Приведу несколько примеров: французы и багет. Согласен, человека с багетом под мышкой гораздо легче встретить во Франции, чем в США, а очереди перед булочными в Париже (особенно по воскресеньям) выстраиваются чаще, чем в Лос-Анджелесе. Но разве это что-то доказывает? Толстая американка с двухлитровой бутылкой Coca Cola — не редкость в Атланте, но ведь не все американские женщины пьют много колы. Реальная же причуда или странность подразумевает констатацию факта. Примером могут послужить дела Каюзака, Стросс-Кана и Зидана: француз может позволить себе совершенно беззастенчиво соврать на публике, хотя в США (и Великобритании) это может очень дорого ему обойтись. Другой пример: страх сквозняков. Мне еще не встречался ни один француз, который бы не боялся перепада температур и сквозняка. Если это и не причуда, то уж точно подтвержденная фобия. Кроме того, мне на глаза попадался собачий помет в самом центре Парижа. С учетом нынешних цен на квадратный метр возникает мысль, что утверждение «французы — грязнули» имеет под собой определенное основание.
— Не могли бы вы прокомментировать эти 10 стереотипов и сказать, верны они или нет?
Французы постоянно устраивают забастовки и демонстрации.
— Да, это действительно так. И больше всего раздражает то, что по большей части это ничего не дает и зачастую совершенно неоправданно (смена зимнего расписания для железнодорожников, увольнение журналиста France Inter…). Тем не менее, французская забастовка обычно длится недолго и не отличается эффективностью, так что в целом мне это не слишком мешает. (Кроме того, в прошлом забастовка транспортников всегда была хорошим оправданием для того, чтобы сильно опоздать на работу).
Французы постоянно на все жалуются.
Да, есть такое. Для них стакан не просто полупустой. Его нет на месте, а если он и находится, то обязательно грязный!
Французы не мыслят жизни без багетов, любят вонючие сыры, едят устриц, лягушек, улиток и фуа-гра.
Это не так. Хотя на семейных встречах и бывает что-то подобное (и то там куда чаще попадается кускус, а не хлеб), думаю, что пристрастие к багетам свойственно скорее старшим поколениям. Я знаю немало французов, которые далеко не каждый день покупают хлеб, не любят сыр (какой ужас!), особенно с сильным запахом, и не едят устриц, лягушек, и фуа-гра.
Французы слишком много курят.
О да! Причем нередко в местах, где это официально запрещено. Помню, я как-то ехал на поезде и увидел на перроне группу из четырех контроллеров, трое из которых курили. Или вот еще одна картина: мамаша с ребенком в руках и сигаретой в зубах.
Французы любят вино и вообще спиртное. Они начинают пить еще с утра.
И да, и нет. Французы, как мне кажется, действительно любят вино (молодых поколений это касается в меньшей степени) и спиртное (особенно виски), но я не сказал бы, что они и впрямь начинают пить очень рано. За исключением алкоголиков, понятное дело.
Французы — пессимисты.
Безусловно. Достаточно посмотреть на людей в транспорте, причем даже не обязательно утром! Французы из моих друзей, родственников и коллег убеждены, что им не светит лучшее будущее (и никогда не светило!).
Французы не любят богатых и успешных людей.
Не сказал бы. Они не испытывают перед ними какого-то особого восхищения, но нет у них к ним и ненависти.
Французы — поверхностные и педантичные люди.
Нет. Уж точно не «поверхностные» (это говорит вам американец…). Хотя насчет «педантичных», пожалуй, что да. Что еще хуже, у каждого француза просто обязана быть точка зрения по любым вопросам, даже тем, в которых он ничего ровным счетом не смыслит. Наконец, французы очень любят поправлять иностранцев, которые говорят по-французски. В таком положении как-то оказалась даже одна моя знакомая уроженка Квебека.
Французы никого не любят.
Мне кажется, что французы глубоко и искренне любят своих близких. Но они совершенно не любят чужаков, то есть тех, кого они не знают.
Французы обожают американские фильмы и сериалы, но в то же время любят критиковать американцев.
Думаю, что здесь опять-таки все — вопрос поколения. Люди старше 40 лет не особенно любят эти фильмы и сериалы, хотя более молодым это действительно свойственно. Ну а критиковать американцев французы на самом деле обожают. Это тоже касается в первую очередь определенных возрастных категорий, хотя есть и те, кто «обожает США».
— Сложилось ли у американцев отрицательное и искаженное представление о французах? Почему?
— Думаю, это действительно так. Особенно у тех американцев, которые никогда тут не бывали. В то же время те из них, кто знаком со страной, обычно любят Францию (к французам это, наверное, относится в меньшей степени…). Убежден, что американские СМИ намеренно поддерживают такой образ как что-то вроде простой дежурной шутки. Не так давно одна моя тетя из США спросила у моей дочери, есть ли во Франции McDonald's… Видимо, это отличительная черта цивилизованной страны…
Думаю, что тому есть несколько причин.
Во-первых, все упирается в известность. Если спросить обычного американца, что он думает о словаке или бельгийце, он затруднится с ответом. Но у французов же сложилась определенная репутация (оправданно или нет), на их счет хватает стереотипов и клише.
Во-вторых, представление французов в книгах, кино и на телевидении буквально пестрит стереотипами (как, например, образы китайцев в шоу Бенни Хилла). Люди сразу же узнают их и смеются, но это поверхностный взгляд.
Наконец, в американских СМИ, особенно правого толка (Fox News), просматривается явная антифранцузская направленность, которая объясняется следующим:
— вашим нежеланием слепо принимать американскую внешнюю политику (война в Ираке),
— независимой позицией Франции (Сирия, Мали), которая в некоторых случаях противоречит американским интересам,
— (скрытое) неприятие среди консерваторов «французской модели», которая подразумевает высокие пособия по безработице, долгие отпуска и оплачиваемые декреты, качественные и зачастую бесплатные системы образования и здравоохранения, скоростные поезда, Airbus, а также курящих и пьющих красивых женщин.
— Эти причуды касаются всех французов или в первую очередь парижан?
— Мне довелось провести немало времени в провинции, и мне кажется, что некоторые черты (пессимизм, багеты, вино) сильнее всего выражены именно там, тогда как другие (эгоизм, педантичность, антиамериканские настроения) больше свойственны Парижу.
Тем не менее, «обычный» американец вряд ли увидит разницу между провинциалом и парижанином. Не факт, что у него получится отличить француза от итальянца или немца… Для нас вы все — европейцы.
— Возможно ли, что некоторые из этих особенностей приписывают вообще всем иностранцам?
— Пожалуй, что нет. У американцев сформировалось особое мнение о французах и наоборот.
Существует утвердившееся представление о французах. Ни один американец не назовет венгра заносчивым, португальца педантом, швейцарца грязнулей, шведа лжецом или ирландца занудой. Хотя некоторые приписываемые французам черты действительно могут относиться и к другим народам, они создают совершенно четкий образ, который выделяет французов на фоне остальных иностранцев.
Николас Маркс (Nicholas Marks) — преподаватель, живет в Париже с 1973 года.