Исламский мир Ближнего Востока и прежде всего территории в непосредственной близости от нас вступают в новый политический период. Этот процесс включает, конечно, и Турцию. Афганистан, Ирак, Египет, Сирия выходят здесь на первый план ввиду критической важности выборов в этих государствах.
Главная объединяющая эти страны особенность состоит в том, что предвыборный период в них проходит в условиях чувствительной конъюнктуры, нестабильности и разобщенности. Исход некоторых из предстоящих выборов очевиден уже сейчас. И все, что делается, — не более чем пустые формальности.
В этой связи избирательные урны нужны для «изъявления национальной воли» (на основе которой предпринимаются попытки создать «формальное» объединение) и поставленного на голосование «назначения» лидеров. Иными словами, эти «ящики» — непременные атрибуты игры в демократию, с помощью которых на диктатуры надевается «кольчуга легитимности». Пример такой ситуации можно наблюдать в Египте.
На других же выборах урны для голосования представляют собой настоящий «ящик Пандоры», а городские площади в предвыборный период — «идеальные» площадки для «живых бомб» и кровопролитных провокаций. Один из главных примеров — Ирак. Бомбы, приведенные в действие организацией «Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ) в ходе митинга накануне выборов, проведенного шиитской группировкой «Асаиб Ахл аль-Хак», а также погибшие и пострадавшие среди гражданского населения — далеко не первые и не последние проявления нынешней взрывоопасной ситуации. Уже сегодня 30 апреля можно назвать началом нового кризиса.
***
Одно из государств, обращающих на себя особое внимание в преддверии выборов, — Сирия. Назначенные на 3 июня президентские выборы в этой стране — словно «шутка». Но, как в каждой шутке, в ней есть доля правды, которой к тому же хватает с лихвой!
Прежде всего в стране отсутствует безопасность. Значительная часть народа была изгнана из своих домов, страны. И, что еще более важно, очевидно, кто будет подсчитывать голоса. Тогда, по всей видимости, начнется новая игра.
Что она подразумевает? Судя по текущим событиям, можно утверждать, что выборы в Сирии и большая вероятность участия в них Асада, во-первых, представляют собой «искаженный результат» политического решения, начатого посредством женевского процесса.
«Политическое решение» превращается в «решение с Асадом», и основная ответственность за это лежит на западном мире и главным образом на США.
***
Благодаря женевскому процессу, который по большей части принимает облик, согласующийся с инициативами России, в противостоящем Асаду блоке произошел идеологический раскол и даже распад на поле боя. В результате Асад получил возможность набраться сил и начал перехватывать военную инициативу у оппозиции.
То, что периодически раздираемая внутренними конфликтами оппозиция была не в силах быстро достичь своих целей и через некоторое время претерпела распад, предоставило Асаду желаемую возможность. Тем не менее, все они актеры пьесы, сценарий которой пишут не сами. Еще большая трагикомичность ситуации заключается в том, что никто из них даже не играет главной роли!
С этой точки зрения в силу украинско-крымского кризиса особым значением обладают сосредоточение внимания на линии Черное море — Восточная Европа, желание США избежать вреда для нового процесса в отношениях с Ираном из-за Сирии, новый начатый США и Россией процесс и преследование сторонами более сдержанной политики в Сирии, играющей в этой связи ключевую роль, а также отсутствие поддержки политики Турции по Сирии.
Таким образом, с помощью данных выборов Асад стремится в значительной степени использовать процесс, развивающийся в его пользу, упрочить основы своей легитимности внутри страны и за ее пределами, показать, что в гражданской войне в Сирии контроль перешел к нему, и ему в значительной мере удалось обеспечить пространственное доминирование. А это равнозначно тому, что сам по себе женевский процесс стал почти бессмысленным.
***
Вместе с тем Запад определяет президентские выборы в Сирии как «пародию на демократию», хотя именно он и подготовил почву для этой пародии.
Кандидатура Асада и выборы, результат которых известен уже сегодня, будет снова означать подчинение ему судьбы сирийского народа и конец жизни женевского процесса. Во всяком случае едва ли можно ожидать чего-то кроме нелегитимных выборов!
Пока исламский мир самостоятельно не определит правила игры, он продолжит быть сценой, на которой разворачивается эта пародия. Происходившие до сегодняшнего дня события в значительной степени подтверждают это. Очевидно, все, кто выходит на сцену, чтобы сломать эту игру, на самом деле являются ее частью.
Однако, несмотря на все это, ситуация «риторического вопроса» сохраняется. И, по всей видимости, так будет до тех пор, пока перевернутое с ног на голову духовное начало не выйдет из стойки на голове и не закрепит свое право на собственную миссию.