Не «Аль-Каида», а группы, аффилированные с ней вместе с другими террористическими организациями, действующие на территории ближневосточных и африканских стран, представляют ныне основную угрозу Соединенным Штатам и их союзникам. Такой вывод сделан в ежегодном докладе Госдепартамента США о терроризме, обнародованном в среду.
Согласно выводам американских экспертов, «Аль-Каида», организовавшая 13 лет назад самое кровавое после атаки на Перл-Харбор нападение на Соединенные Штаты, в результате антитеррористической кампании значительно ослабла, были уничтожены многие люди из ее верхушки. Влияние некогда второго после бин-Ладена человека в «Аль-Каиде» Аймана аз-Завахири в филиалах террористической сети резко упала. В докладе, например, говорится о том, что радикальные группы в Сирии и группа, прежде известная как «Аль-Кайда», в Ираке отвергли его посредничество в их споре. Формально принадлежащие к «Аль-Каиде» группировки игнорируют, например, его требование избегать атак на мирное мусульманское население.
На смену угасающей «Аль-Каиде» приходят многочисленные автономные организации в разных северо-африканских странах, которые в меньшей степени зависят от финансовой поддержки «Аль-Каиды» и финансируют свои операции, собирая дань за освобождение взятых ими заложников.
Американские эксперты делают вывод о том, что Сирия превратилась в поле сражения различных террористических групп, действующих по обе стороны конфликта. Они отмечают постоянный приток добровольцев, для которых война в Сирии предоставляет возможность пройти боевую подготовку, которую, как опасаются правительства многих, в том числе и западных, стран, они могут применить после возвращения домой.
В докладе отмечено резкое повышение террористической активности групп, которых спонсирует Иран. Это и «Хезболла», и шиитские группы в нескольких арабских странах. Иными словами, террористическая угроза приобретает новый облик, и сегодня главная цель состоит в том, чтобы лишить террористические группы убежищ на территории разных стран.
Влиятельный американский эксперт в области терроризма сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Эдвард Лютвак говорит об особенностях нынешнего этапа борьбы с терроризмом:
— Прежде всего, «Аль-Каида» как организованная группа перестала существовать много лет назад. Большинство групп, появившихся в мусульманских странах и заявляющих о своей связи с ней, в действительности являются самозванцами. Иногда они признают друг друга, иногда нет. Эти группы объединяет то, что своей целью они объявляют ведение джихада. Существование их во многом поддерживается пожертвованиями богатых кувейтцев, в недавнем прошлом саудовцев, жителей Эмиратов и некоторых других стран, которые по неким причинам готовы давать деньги на джихад. Возьмем один из наиболее свежих примеров подобного рода: группа «Боко харам» в Нигерии провозгласила своей целью борьбу с западной цивилизацией и иноверными, и в стране находятся люди, которые готовы финансировать такой джихад. Это превратилось в своего рода бизнес под названием «джихад».
— Можно ли объяснить отсутствие значительных террористических атак в США и западных странах ослаблением «Аль-Каиды»?
— Атаки на объекты в западных странах становятся все более трудной задачей для террористических групп, прежде всего, благодаря повышенным мерам безопасности. Кроме того, не надо забывать, что атаки 11 сентября готовились очень основательно людьми, которые долгое время жили в Германии, один из организаторов был инженером, другой ключевой участник заговора получил образование в Соединенных Штатах. Они смогли воспользоваться достижениями западной цивилизации для организации теракта, который по уровню замысла и подготовки выглядит исключением из того, что нам известно о практике террористических групп. Возьмите хотя бы попытку взорвать самолет с помощью взрывчатки, спрятанной в ботинке или подрыв взрывных устройств в многолюдных местах. У этих людей, судя по всему, просто нет возможностей и умений организовать масштабную операцию на Западе. По большому счету, мы говорим о группах с примитивной идеологией и примитивными методами борьбы.
— В отчете Госдепартамента говорится о том, что между США и Россией существует определенный уровень сотрудничества в антитеррористической деятельности. Что известно о том, насколько тесно это сотрудничество?
— В нормальных обстоятельствах, если Соединенные Штаты имеют информацию о терактах, готовящихся против объектов на территории России, они сообщает об этом российским властям. Единственным исключением будут случаи, когда передача такой информации приведет к нейтрализации источника этих данных. Впрочем, взрывы в Бостоне показали, что этот уровень сотрудничества не слишком высок. Русские тогда не предоставили американской стороне всю доступную им информацию. В свою очередь, американцы не обратили должного внимания на нее. То есть остается нужда в более тесном обмене данными.