«Она немного не в себе, ноги еле двигаются, сама не знала, что хотела купить, но зато обошла все магазины города и вернулась домой с полными сумками. Вначале покупка новых вещей приводила ее в восторг, однако спустя некоторое время, услышав упреки близких, она теряется, а, в конце концов, расстраивается и жалеет о новых приобретениях, обнаружив, что класть их дома просто уже некуда».

Именно такое происходит с людьми, которые никогда не могут сдерживать себя в плане приобретения новых вещей. Они страдают болезнью, название которой «шопингомания», или просто «зависимость от шопинга». Как правило, дома у таких людей можно увидеть комоды и шкафы, забитые ненужными вещами, некоторые из которых даже ни разу не использовались.

Результаты проведенных исследований показывают, что зависимость от шопинга гораздо чаще распространена среди женщин, нежели мужчин. Некоторое время тому назад британская газета Daily Mail со ссылкой на одного эксперта из Миннесотского университета в США написала в одной из своих статей, то шопингоманией страдают четыре из каждых пяти женщин.

 

Зависимость от шопинга и ее причины

 

Несмотря на то, что зависимость от шопинга еще не настолько изучена, как, например, зависимость от наркотиков, чтобы заняться ее устранением на уровне общества, формирование данного явления, равно как и других социальных проблем, происходит под влиянием многих факторов, поэтому причины шопингомании имеют психологический, социальный и экономический характер.

Многие психологи склонны использовать термин «шопингомания» для обозначения несдержанности в покупках. Они считают, что воодушевление и радость в предвкушении покупок и момент их совершения сравнимы с мимолетным удовольствием от употребления наркотиков.

Одной из главных причин шопингомании являются психологические особенности и людские пристрастия. В словаре психологических терминов отсутствует объяснение такого понятия, как шопингомания, однако тот факт, что подобное нарушение психики приводит к совершению чрезмерных покупок, его можно причислить к группе душевных заболеваний.

Председатель иранской ассоциации психиатров Сейед Ахмад Джалили в интервью с корреспондентом аналитического отдела информационного агентства IRNA называет одной из причин шопингомании страстную натуру людей и отмечает следующее: «Многие из таких людей не могут устоять перед собственными страстями и начинают делать многочисленные и часто ненужные покупки».

Между тем человеческие пристрастия представляют собой один их факторов, усиливающих шопингоманию. Дело в том, что в некоторых случаях люди начинают совершать чрезмерные покупки для самоутверждения и привлечения к себе внимания.

Отмечая отсутствие у некоторых людей уверенности в собственных силах, Джалили утверждает: «В отличие от страстей уверенность в себе формируется в процессе конкуренции, которая, кстати, представляет одну из проблем нашего современного общества».

Человеческие эмоции и их проявление в разные моменты также является одним из стимулов, усиливающих тягу к совершению покупок. К числу таких эмоций относятся радость, грусть, несдержанность и так далее.

Однако шопингомания возникает не только из-за склада характера человека и его страстей. Усиливает пристрастие к покупкам также социальная структура общества и его разделение на классы. В обществе, где конкуренция развита очень сильно и в большинстве случаев определенные границы между разными классами отсутствуют, вряд ли развитие у человека шопингомании зависит только от него самого.

Одной из важнейших социальных причин совершения чрезмерных покупок является общественная среда, в которой живет человек и под воздействием которой он находится, включая сюда даже конкретное место проживания. Многие специалисты уверены, что проживание в тех или иных районах или городах может быть причиной транжирства или, наоборот, скупости людей. В иранской народной культуре это проявляется даже в том, что жителям конкретных городов приписываются определенные качества характера.

Профессор социологии Свободного исламского университета в Тегеране Мохаммад Хосейн Бохрани, комментируя в интервью корреспонденту IRNA роль социальных факторов в формировании шопингомании, утверждает: «Конечно, нельзя отрицать психологический фактор в развитии склонности совершать чрезмерные покупки, однако он тесно связан как с культурой, так и общественной средой».

В частности, он отмечает такой факт: «Среди людей, склонных совершать значительное число покупок, больше всего представителей среднего класса. Они пытаются повысить собственный социальный уровень и поэтому начинают покупать много разных вещей, которые подчас им даже не нужны».

В интервью корреспонденту IRNA экономист Махмуд Джамсаз, отмечая классовую разницу в способах траты своих денежных средств, подчеркивает следующий момент: «Люди, благосостояние которых резко повысилось, проявляют гораздо большую склонность к тратам, что само по себе служит причиной увеличения предложений на рынке товаров и услуг».

Говоря о действительных потребностях каждой семьи и распространенном в наши дни соперничестве в плане приобретения новых вещей, Джамсаз отмечает: «В такой ситуации покупки, совершаемые другими людьми, становятся некими критериями для собственных приобретений. Таким образом, все больше появляется таких вещей, которые куплены без надобности, а просто из желания продемонстрировать собственные финансовые возможности».

Председатель ассоциации психиатров Ахмад Джалили говорит об этом следующим образом: «Разумеется, разнообразие продаваемых товаров в городе несопоставимо с их ограниченным ассортиментом в сельской местности, что само по себе является фактором, влияющим на тягу к покупкам».

Еще одной социальной причиной склонности людей к чрезмерным покупкам можно назвать рекламу, транслируемую по спутниковым и национальным каналам и рассчитанную как раз на желание потребления. Если то или иное средство массовой информации изобилует рекламой модной одежды или предметов роскоши для дома или семьи, вряд ли его постоянная аудитория останется к ней равнодушной.

Профессор Мохаммад Хосейн Бохрани считает рекламу в СМИ одной из причин большой популярности торговых центров, при этом основную часть их покупателей составляют представители среднего класса.

 

Последствия шопингомании

 

Покупка излишней одежды и прочих ненужных вещей, как и другие проблемы социального и личностного характера, имеет множественные последствия для человека, семьи и общества.

Одним из таких последствий для человека, страдающим шопингоманией, могут стать состояние тревожности и интеллектуальные расстройства. Возбуждение перед совершением покупок, удовольствие во время этого и наступающее после этого сожаление с каждым разом становятся все больше. Со временем естественное удовольствие от приобретения чего-то нового исчезает и человек уже начинает отправляться за покупками почти без всякого энтузиазма.

Возможно, главной проблемой, возникающей вследствие страсти к приобретению ненужных вещей, являются финансовые потери самого человека и его семьи. Поскольку шопингоманы не в состоянии как-то ограничивать свои покупки, они расходуют на них основную часть собственных доходов, иногда не оставляя даже средств для приобретения товаров первой необходимости.

Это подтверждает и психиатр Ахмад Джалили, который считает одним из важнейших негативных последствий шопингомании нарушение экономического баланса семьи.

Экономист Махмуд Джамсаз отмечает, что шопингомания ведет общество к производству ненужных товаров, что само по себе может стать проблемой для национальной и мировой экономики.

Кроме того, если помнить о весьма ограниченном жизненном пространстве современных людей, проживающих, как правило, в небольших квартирах, то еще одним отрицательным последствием склонности к излишним покупкам можно назвать сокращение этого и без того небольшого пространства разными бесполезными вещами.

От шопингомании страдает не только сам человек или общество. Под удар ставятся жизненная среда и другие члены семьи. Если предположить, что излишней тягой к покупкам страдает один из супругов, то, скорее всего, это служит поводом к вечным ссорам с его или ее второй половиной.

Отмечая тот факт, что шопингомания приводит к созданию в семье конфликтной ситуации, психиатр Ахмад Джалили утверждает следующее: «Человек, который всегда проявляет склонность к чрезмерным покупкам, вероятнее всего, будет встречать критику со стороны собственных детей, родителей, мужа или жены, что, в конце концов, провоцирует семейные ссоры».

Распространение конкурентной культуры и привычки во всем подражать высшим классам представляет собой еще одну негативную сторону шопингомании, ведь представители средних слоев постоянно стараются не отставать от более состоятельных граждан и начинают соперничать с ними в плане финансовых затрат, несмотря на то что располагают куда более скромными доходами.

От шопингомании страдают даже окружающая среда и природа в целом, поскольку производство любых товаров требует значительное количество первичного материала и приводит к увеличению потребления газа и электричества.

Как подтверждение этому, профессор Мохаммад Хосейн Бохрани отмечает следующее: «Первым и самым главным негативным последствием склонности совершать излишние покупки является ущерб, наносимый окружающей среде, ведь не следует забывать о том, что товарное производство требует колоссальных затрат природных ресурсов и топлива».

 

Каково решение проблемы?

 

Следует помнить, что такой феномен, как шопингомания, существовал в разные времена и он не связан каким-то специфическим образом с финансовыми возможностями человека или экономическими условиями общества. Поэтому усилиями властей, специалистов и средств массовой информации необходимо выдвинуть различные предложения о том, как помешать распространению столь пагубного социального явления.

Ни для кого не секрет, что многие покупки совершаются не ради действительной необходимости, а как возможное средство противостояния стрессу и умственному напряжению, негативным эмоциям, гневу и усталости. Поэтому людям, страдающим подобным расстройством, необходимо хотя бы раз обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Помимо этого, альтернативой походов за покупками могут стать другие способы проведения досуга, благодаря которым можно добиться исчезновения у человека тяги к бессмысленным тратам.

В целях профилактики шопингомании к работе также необходимо подключить все виды масс-медиа, включая телевидение, радио и прессу. Если они начнут активно призывать людей быть более умеренными и сдержанными в плане приобретения новых вещей, то внесут существенный вклад в уменьшении зависимости от шопинга.

Психиатр Ахмад Джалили, со своей стороны, подчеркивает, что если шопингомания у человека уже приняла черты заболевания, то для лечения ему необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Между тем экономист Махмуд Джамсаз уверен, что для борьбы с шопингоманией необходимо проводить определенную культурную политику. Особо выделяя в этом процессе роль средств массовой информации, он отмечает: «Национальные СМИ должны предлагать обществу различные способы того, как можно эффективно уравновесить семейный бюджет».