Сейчас, когда у нас наконец-то наметился выход из экономического кризиса, геополитические риски вновь встают в полный рост. В Азиатско-Тихоокеанском регионе борьба Пекина и Вашингтона за лидерство приводит к росту числа инцидентов в Южно-Китайском море между Поднебесной, Японией и Вьетнамом. Кризисная ситуация возникла в Нигерии и Пакистане. Революции в арабо-мусульманском мире тонут в пучине насилия.
Кроме того, аннексия Крыма и дестабилизация Украины новой имперской Россией потрясли основы сложившейся в Европе системы безопасности. Владимир Путин нарушил все европейские договоры, которые были подписаны после хельсинских соглашений 1975 года, и положил конец сложившемуся после падения берлинской стены стратегическому и ядерному равновесию. Европа оказалась безоружной перед лицом подъема России, которая нарастила военный бюджет до 90 миллиардов долларов (180% увеличение со времени прихода к власти Путина). Лучшей иллюстрацией трагичности нынешней ситуации стали празднования 9 мая этого года: Путин принял парад в Москве и Севастополе и провел испытания стратегического оружия (пуски ракет с наземных установок и подводных лодок, испытания крылатых ракет и систем ПРО), в то время как Франсуа Олланд и Ангела Меркель прогуливались на катере в Штральзунде.
Сегодня перспективы кризисов и военных конфликтов более чем реальны (вопреки мирным прогнозам французской военной доктрины образца 2012 года), а вооруженные силы Франции со времен колониальных войн еще никогда так активно не принимали участия в разнообразных и опасных операциях. Вывод войск из Афганистана и Косова основательно «скомпенсирован» четырьмя новыми театрами боевых действий, которые добавились к южному Ливану (600 человек). Вмешательство в Мали и Сахеле для борьбы с террористическими группировками (3 000 человек, шесть Rafale и серьезные разведывательные ресурсы на территории от Кот-д’Ивуар до Чада). Операция в Центральноафриканской Республике, которая призвана не допустить гражданской войны и геноцида (2 000 человек). Гарантии для Польши и Прибалтики перед лицом давления России (четыре Rafale, корабли в Балтийском море). Наконец, поддержка Нигерии в борьбе с «Боко Харам» (отправка спецподразделений и поисковых средств).
Как бы то ни было, в период с 2015 по 2017 год Франция намеревается урезать оборонный бюджет на 6 миллиардов евро. В конце 2017 года он составит примерно 27,5 миллиарда евро против 31,4 миллиарда, которые были прописаны в военной программе (-12,5%). Это кровопускание в совокупности с ликвидацией 80 000 постов с 2009 по 2019 год может стать смертельным для лишь недавно утвержденной военной программы. Это будет означать потерю стратегических позиций Франции.
В стратегическом плане это выльется в невозможность реализовать одновременно все три параметра сдерживания, защиты территории и населения и проведения внешних операций (сейчас состоянии готовности к интенсивным боям находятся всего 15 000 человек и 45 самолетов). С учетом экономии в 4,5 миллиардов евро и ликвидации 34 000 постов с 2014 по 2019 год, это будет означать неизбежное сокращение активности вооруженных сил, которая и так уже на 15% не дотягивает до натовских норм. То же самое относится и к длительной постановке на якорь авианосца «Шарль де Голль». Что касается операций, внешнее вмешательство станет фактически невозможным при стоимости более 1,2 миллиарда евро в год при том, что в бюджет заложено всего 450 миллионов. Далее, нам придется отказаться от новых программ области оборудования и техники, хотя некоторые крайне важны для защиты наших солдат (легкие броневики Scorpion) и наверстывания отставания в транспорте (самолеты-заправщики MRTT), разведке (беспилотники Male, спутники-шпионы) и киберзащите.
В промышленном плане, резкое сокращение заказов повлечет за собой ликвидацию множества рабочих мест в оборонной отрасли (на 4 000 предприятиях ВПК трудятся 165 000 человек) и в перспективе перенос руководящих центров в ту же Германию, чей военный бюджет составляет более 33 миллиардов евро.
Франсуа Олланд полностью противоречит принципу рационального управления, который подразумевает переориентацию непродуктивных расходов на продуктивные цели. Он сохраняет социальные затраты на прежнем уровне (33% ВВП), но всячески урезает бюджет оборонного сектора, лишает его инвестиций и поддержки научных исследований. Это разоружение происходит на фоне растущих угроз для Франции и Европы и представляет собой настоящий акт безответственности. Его подписал человек, который не смог стать настоящим главнокомандующим и поэтому решает фактически распустить армию.