Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три стратегии для сохранения исторического названия Персидского залива и суверенитета Ирана над тремя спорными островами

© East News / Polaris Images/Newsha TavakolianИранцы отдыхают на берегу Персидского залива
Иранцы отдыхают на берегу Персидского залива
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ежегодно 30 апреля в Иране отмечается Национальный день Персидского залива. Возникновение этого праздника в Иране связано с тем, что в последние десятилетия разными странами предпринимались многочисленные попытки дать этому географическому объекту другое, выдуманное название, «Арабский залив». Сомнению подвергается и суверенитет Ирана над тремя находящимися там островами.

Ежегодно 30 апреля (10 ордибехешта по иранскому солнечному календарю) в Исламской республике отмечается Национальный день Персидского залива. Возникновение этого праздника в Иране связано с тем, что в последние десятилетия разными странами предпринимались многочисленные попытки дать этому географическому объекту другое, выдуманное название, «Арабский залив».

Вполне очевидно, что страны, которые намеренно искажают название Персидского залива, дискредитируют самих себя и создают массу трудностей Ирану (который до 1935 года официально назывался Персией). Тем не менее реальность такова, что сохранение за Персидским заливом своего исконного названия, а также закрепление исторического суверенитета Ирана над тремя находящимися там островами Большой и Малый Томб и Абу-Муса, которые являются предметом территориального спора с Объединенными Арабскими Эмиратами, представляют собой сущую необходимость. Ниже приведем три связанных с этим довода.

1. Одной из первоочередных задач иранского правительства можно считать благоустройство жизни населения в южных регионах страны и на островах Персидского залива. Успешный опыт Дубая и Дохи показывает, что регион Персидского залива имеет огромные экономические перспективы, поэтому есть все шансы, воздерживаясь от пустых лозунгов и применяя практичный подход и верное планирование, создать благоприятные условия жизни на всем южном побережье и островах Персидского залива, Ормузского пролива и Оманского залива, а также привлечь к развитию данных областей иностранные инвестиции. Вполне очевидно, что развитие национального хозяйства в Персидском заливе неразрывно связано с повышением экономического уровня во всем Иране.

Иранцы везде настаивают на том, что залив надо называть именно Персидским, проводят на эту тему конференции, поют патриотические песни, пишут статьи. Между тем население северной (иранской) части Персидского залива с завистью смотрят на то, как живут их соседи на юге, то есть в арабских странах. Все это говорит о том, что у иранцев слова расходятся с делом.

Прошлое иранское правительство президента Махмуда Ахмадинежада обещало превратить остров Абу-Муса в регион свободного туризма. Какие только надежды с этим не связывались! Однако, к сожалению, власти так и не выполнили это обещание. Руководство Организации культурного наследия и туризма также обещало организовать туристические туры на остров, но им не удалось сделать даже этого. Одно время даже поступала информация, что для связи острова Кешм с материком начнут строить мост, тем не менее и это все время откладывается, хотя такой проект мог бы совершить настоящую революцию в экономике всей страны.

Есть все основания утверждать, что в Иране существует целое лобби, имеющее тесные связи с арабскими государствами южной части Персидского залива. Это лобби пытается сорвать любой проект, который мог бы позволить Исламской республике занять ведущие позиции в регионе. К примеру, в последние годы наблюдалась необычная инертность и даже приостановка добычи сырья на участках иранского газового месторождения Южный Парс в Персидском заливе, в результате чего Катару удалось добыть больше газа на месторождении Северный Парс.

Не стоит также забывать, что арабские государства юга Персидского залива только тогда стали настаивать на фиктивном названии этого региона, когда благодаря своей разумной экономической политике добились высоких показателей развития. Так, если бы Объединенные Арабские Эмираты все так же зависели от Ирана в плане поставок питьевой воды, как это было еще несколько десятилетий тому назад, они бы ни за что не посмели настаивать на изменении названия Персидского залива.

2. Южные арабские страны осмеливаются искажать исконное географическое название этого региона еще и по той причине, что они видят, насколько ухудшились отношения Ирана с внешним миром. Поэтому они и «ловят рыбу в мутной воде», используя данную ситуацию в свою пользу. Одной из эффективных стратегий сохранения исторического названия Персидского залива и закрепления суверенитета Ирана над тремя островами Абу-Муса, Малый и Большой Томб может оказаться улучшение отношений Исламской республики с внешним миром. Вполне ясно, что в случае нормализации внешних отношений Ирана с другими странами уже не найдется желающих искажать истинное название Персидского залива.

3. В ходе улучшения внешнеполитических отношений также должен начаться процесс урегулирования связей и с южными арабскими государствами. На самом деле подавляющая часть арабского населения не желает конфронтации в отношениях с Ираном. Что же касается граждан арабских монархий Персидского залива, то они хотят мира и партнерства с Исламской республикой. Между прочим, их экономический прогресс в последние годы оправдан именно таким подходом, ведь если бы они придерживались жесткой позиции и искали разные поводы для обострения отношений, то так бы и остались бедуинами. Разногласия арабских государств с Ираном по большей части исходят из противоречий Исламской республики с Западом, чем и вызваны политика некоторых арабских лидеров и острая реакция на нее со стороны официального Тегерана.