Античные мифы иногда сбивают с толку европейцев. Сначала все было так романтично: Зевс похитил прекрасную финикийскую царевну Европу, превратившись в белого быка, и увез ее на своей спине на остров Крит. Она родила ему трех сыновей и до конца дней своих оставалась влюбленной и счастливой. По имени этой героини древнегреческой мифологии назван наш континент.
С тех пор прошло много веков, наши нравы стали менее поэтичны, а похитители не отличаются деликатностью. Сейчас Европу может похитить Договор о зоне свободной торговле с США. Если бы стоял выбор между Зевсом и спекулянтами-янки с их договором о зоне свободной торговли, я бы предпочел, чтобы меня похитил греческий бог, превратившийся в белоснежного тельца.
Но этот договор не называется Зевсом или каким-либо другим приятным именем. Речь идет о Трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций. Мне не нравится имя похитителя, особенно, его фамилия — Инвестиции. Каждый раз, когда я слышу про выгоду, которую нам сулит мистер Инвестиции, я чувствую наступление на фундаментальные права. Моя свобода может быть инвестирована в их цензуру, мой синдикализм — в их эксплуатацию, мое жилье — в их распоряжение о прекращении аренды, мой кредит — в их аферы, а мою любовь — в их ненависть. Мне не нужны такие инвестиции.
Простые люди, к каковым отношусь и я, практически ничего не знают о готовящемся договоре о зоне свободной торговле Европы и США. Ведутся секретные переговоры, и международные правозащитники, некоммерческие организации (НКО), профсоюзы и другие заинтересованные лица не имеют доступа к реальной информации о предмете обсуждения. Его составляют за закрытыми дверями группы, отражающие интересы народа, социалисты, демократы и республиканцы (и вовсе не в этом порядке, кажется мне).
Я не понимаю, как демократические правительства стран Европейского Союза и США могут обсуждать что-то втайне от своих избирателей. Я всегда думал, что в странах, где царит свобода и демократия, нет секретов. Но как ни пытались оппозиционеры, экологи, правозащитники, журналисты и другие узнать подробности о Трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций, нам говорили, что это государственная тайна. Или тайна государств, континентов. Демократические секреты. Никогда не думал, что демократия может сосуществовать с режимом секретности, предусматривающим возможность скрыть от народа суть коммерческих договоров, которые избранные представители этого народа собираются подписать с другими континентами. Может быть, я плохо учился или ошибся в выборе моих представителей? Может быть, мы уничтожили демократию необдуманным голосованием на выборах, не отдавая себе в этом отчета?
Судя по всему, в Трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций нет ничего поэтичного, и этот договор позволит компаниям, инвестирующим капиталы в нашу страну, требовать возмещения ущерба, если их интересы будут ущемлены изменениями в законодательстве. Например, если американская автомобилестроительная компания Chrysler построит в Испании заводы, наймет дешевых испанских рабочих на минимальную заработную плату, а завтра правительство какой-нибудь суперпрогрессивной партии Испании повысит минимальный размер оплаты труда, Chrysler может подать иск против Испании за принуждение к увеличению выплат. В этом суть зоны свободной торговли. И суд, рассматривающий этот иск, будет состоять из экспертов (а вовсе не из судей), назначенных Трансатлантическим партнерством или непосредственно компанией Chrysler. И в результате, нам придется заплатить штраф.
То же самое происходит и с продуктами питания. Наше законодательство в этой области — гораздо более строгое, чем американское, но чтобы подписать договор, нам придется смягчить его. А уж о здравоохранении лучше и не упоминать: в США представителям бедных слоев населения, больным раком, выдают медикаменты, срок годности которых истек. Такое ослабление контроля качества называют дерегуляцией.
Поскольку мы ничего не делаем для того, чтобы воспрепятствовать нашему похищению, не обладая всей полнотой информации и голосуя просто так, договор о зоне свободной торговли с США будет подписан. И это станет концом той Европы, которая принесла свою сексуальную свободу в жертву белому быку, Европы, которая впоследствии попробовала освободиться как женщина и как отчизна путем свершения Великой французской революции, когда Свобода, поднявшая массы, уже была не девственной царевной, а настоящей женщиной. Благодаря Трансатлантическому партнерству в области торговли и инвестиций, эта новая Европа превратится в огромную тюрьму Гуантанамо. Как опечалится Зевс, который похитил Европу исключительно из любви к ней! Надеюсь, он найдет возможность отомстить.