Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай и Япония борются за лояльность России

Важное значение России заставляет Токио и Пекин конкурировать за её сердца и умы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вне всякого сомнения, долгосрочные стратегические интересы России лежат с Японией, хотя бы потому, что Токио не сможет угрожать безопасности России или её ключевым интересам таким же образом, как это неизбежно сделает растущий Китай. Тем не менее, ряд других важных факторов могут быть использованы Китаем для того, чтобы отлучить Россию от Японии.

Не секрет, что в связи с обострением конфликта между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море усилилась и их борьба за влияние во всем мире. Помимо глобальной  пиар-битвы из-за разногласий о принадлежности архипелага Дяоюйдао / Сенкаку, Япония и Китай все больше соперничают за влияние в различных регионах мира: в Юго-Восточной Азии, Африке и Европе.

Их борьба за лояльность России, которую часто упускают из виду, была не менее напряженной. И не зря: Россия является важнейшим государством, чья верность и преданность стоит многого.

Много было написано о быстром улучшении китайско-российских связей при Си Цзиньпине. Значительно меньше внимания было уделено возможностям улучшения российско-японских связей, открывшимся при Синдзо Абэ. Как и его китайский коллега, став снова премьер-министром, Абэ встречался с Владимиром Путиным больше раз, чем любой другой глава государства. Сюда входит и исторический визит Абэ в Москву в апреле 2013 года, который был первым посещением России действующим премьер-министром Японии за десять лет.

Встречи на высшем уровне между Абэ и Путиным дали обоим лидерам возможность уполномочить своих подчиненных на поиск компромисса с целью положить конец многолетнему территориальному спору по поводу Северных островов (Курильские о-ва в России). Кроме того, после поездки Абэ в Москву обе стороны начали проводить переговоры в формате два плюс два (с участием министров обороны и иностранных дел), которые впервые прошли в Токио в ноябре прошлого года. Это не тривиальный момент: Япония ведет переговоры в формате два плюс два только с двумя другими странами – Австралией и Соединенными Штатами, и Япония у России – единственный партнер в Азии, с кем она ведет переговоры в подобном формате. Более того, Россия приветствовала большее присутствие Японии в Арктике при том, что негласно пыталась удержать Китай подальше от этих вод.

В значительной степени усилия Абэ добиться расположения России – как и его ухаживания за странами АСЕАН – обусловлены ухудшением положения Японии по отношению к Китаю. Эта реальность была еще раз подчеркнута Абэ в его интервью газете «Уолл Стрит Джорнел» на прошлой неделе, которое было сфокусировано на желании продолжать улучшение отношений с Россией, несмотря на аннексию Москвой Крыма (что сильно напугало Японию). В ходе интервью Абэ подтвердил, что по-прежнему хочет посещения Путиным этой осенью Японии, и дал понять, что Токио сможет облегчить России возвращение в «Большую восьмерку» в ближайшем будущем. Тот факт, что интервью состоялось буквально после того, как Россия и Китай подписали сделку по газу, не оставлял сомнений в том, как Россия влияет на региональные расчеты Абэ.

Количество внимания, которое Абэ и Си уделили улучшению отношений с Россией, отражает потенциальную важность Москвы в балансе сил в Азии, а также тот факт, что её нельзя твердо отнести к одному из лагерей. Значение России в Азии является многогранным. И Китай, и Япония, например, домогаются России за её запасы энергоресурсов и в качестве места вложения выгодных инвестиций. Она также является значительной военной силой.

Но в контексте китайско-японского спора вокруг островов Сенкаку / Дяоюйдао наибольшим значением России следует признать геостратегическое. В частности, Россия является ключом к способности Китая проецировать силу на морское пространство. Из-за протяженной границы с Китаем и наличия значительной военной мощи Москва в случае, если будет враждебной по отношению к Пекину, вынудит Китай перепланировать свои военные ресурсы в пользу сухопутных войск за счет военно-морского флота и военно-воздушных сил.

Действительно, бурное развитие Китаем своих военно-морских и военно-воздушных сил стало возможным только благодаря способности Пекина уладить большую часть споров по сухопутной границе в 1990-х и начале 2000-х годов. Одной из основных причин, почему Си искал расположения России так сильно, является понимание того, что способность Китая иметь преимущество в своих морских спорах напрямую зависит от его умения поддерживать теплые отношения с Россией. В качестве одной из главных целей Китая в морской экспансии Япония видит завоевание Пекином верности России как способа получить господство на море и в воздухе.

Конечно, Россия, в конечном счете, обречена, и её вряд ли можно считать наиболее важной третьей стороной в китайско-японских разногласиях. Многие другие страны будут решающими в установлении китайско-японского баланса сил в Восточно-Китайском море. Большинство из них, однако, уже прочно закрепилось на одной стороне спора.

Например, в то время как Китай сделал все возможное, чтобы вбить клин между Японией и США, Пекин, в конечном счете, понимает, что никогда не сможет переманить на свою сторону США от Японии. Аналогично, Синдзо Абэ провел пропагандистское наступление в направлении Индии, но даже без этого Дели никогда не будет на стороне Китая, учитывая их историческую вражду и текущие пограничные споры. И хотя морские страны АСЕАН, такие как Вьетнам, никогда не смогут быть полностью независимы от Китая, учитывая их близость и экономическую зависимость от него, их территориальные споры с Китаем означают, что стратегически они никогда не будут на стороне Пекина. То же самое касается и Тайваня.

Россия, с другой стороны, остается свободной, и за неё можно побороться. Вне всякого сомнения, долгосрочные стратегические интересы России лежат с Японией, хотя бы потому, что Токио не сможет угрожать безопасности России или её ключевым интересам таким же образом, как это неизбежно сделает растущий Китай. Тем не менее, ряд других важных факторов могут быть использованы Китаем для того, чтобы отлучить Россию от Японии.

Первый заключается в экономической привлекательности Пекина. В то время как Япония надеется приобрести большие объемы российских природного газа и нефти, огромный размер китайской экономики делает невозможным для Японии тягаться на равных с Китаем в покупательной способности, особенно в ситуации, когда Китай богатеет, а убыль населения Японии ускоряется. И с точки зрения потенциальных источников инвестиций, например, прямые инвестиции одного китайского Гонконга уже превосходят японские.

Второй – это уже история. Хотя в новейшие времена Россия перессорилась и с Китаем, и с Японией, последняя по-прежнему остается наиболее известной в коллективной памяти России. Это почти наверняка из-за того, что имперская Япония была сильнее, чем царская Россия и ранний Советский Союз, в то время как маоистский Китай всегда значительно уступал Советскому Союзу. Кроме того, напряженность в российско-японских отношениях длилась гораздо дольше, чем китайско-российские трения. И это относится не только к первым 45 годам XX века, но и ко второй половине века, когда Япония была сильно связана с главным конкурентом Советского Союза – Соединенными Штатами Америки.

Японский альянс с США также ставит её в сравнительно неблагоприятные условия с Китаем в борьбе за лояльность России. Это было в полной мере продемонстрировано в последние месяцы в ходе углубления кризиса на Украине. Учитывая спор Японии с Китаем, она должна сохранять благосклонность Америки. Это заставило Токио принять, по крайней мере, символические санкции против России – также, как это сделали все остальные страны G7. Более того, огромное военное присутствие США в Японии сделало её мишенью для российских провокаций в ходе углубления кризиса. Наоборот, напряженность в отношениях с США по поводу событий в Европе сделала Китай еще более незаменимым для России, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Таким образом, в то время как стратегические интересы России в Азии в перспективе лежат ближе к Японии, чем к Китаю, существует ряд препятствий, которые будут замедлять и, в конечном счете, могут не допустить российско-японский союз. В любом случае, идеальным вариантом для России будет уклонение от союза с каждой из сторон, и вместо этого следовать трехсторонней политике, которая вынудит обе соседних страны из кожи вон лезть, чтобы заполучить лояльность России. До сих пор Путин справлялся с этой задачей с несвойственным изяществом.