Сигнал Обамы миру понятен. США остаются сверхдержавой, хотя и не собираются оставаться мировым жандармом. Однако недавняя речь президента дала его противникам в самих США повод и дальше критиковать его за слабость и беспомощность.
Это был очень сложный внешнеполитический сигнал, который вынужденный защищаться от своих критиков Обама озвучил не где-нибудь, а на территории военной академии Вест-Пойнт (West Point). Смысл этой речи, адресованной будущей военной и политической элите страны, заключается в следующем: если я не ввожу войска везде и всюду, то это значит, что я не трус, а просто рассуждаю рационально. Потому что мир изменился, а, по словам Обамы, «только тот факт, что у нас в руках молоток, не означает, что каждая проблема – это гвоздь, по которому нужно бить».
Целью Обамы является изменение общественного сознания ближе к концу своего президентского срока, когда нынешний политический курс, возможно, претерпит серьезные изменения. Он хочет положить конец политике «бей и не думай». По его мнению, американская армия должна быть задействована лишь в случае возникновения непосредственной опасности для самих США. При этом крайне желательно, чтобы она действовала не в одиночку, а получая поддержку со стороны союзников.
Все остальные конфликты нужно, по мнению президента, решать политическими средствами в рамках международных альянсов.
Но молоток остается молотком, и он хочет бить. В США все громче раздаются голоса тех, кто считает позицию президента не системным, а проявлением слабости и беспомощности. Будь то в Сирии, Афганистане или Украине – Америка повсюду сталкивается с игнорированием со стороны других. Оппозиция вовсю поносит Обаму. Наиболее консервативные критики, главным образом из числа республиканцев, утверждают, что мировая держава, выступающая с угрозами в адрес других, должна быть в состоянии рано или поздно воплотить эти угрозы в жизнь.
Кого именно предполагается покарать? Огромный молот, то есть крупнейшая в мире армия, имеет смысл только в целях самообороны или нанесения удара против неких государств или других армий. В мире, в котором самую большую проблему составляют многочисленные разрозненные террористические и экстремистские группировки, просто не хватает гвоздей, по которым имеющимся в руках молотком можно было бы бить. Эти разрозненные группировки имеют базы в разных странах по всему миру, но чтобы наносить удары по ним, совершенно необязательно бить также по простым людям, проживающим в этих странах. Обама - не первый, кто обратил внимание на этот момент, но он, по крайней мере, открыто говорит об этом.
Он смело признает, что сильнейшая держава мира осталась одна и пребывает в беспомощности. Но с этим можно жить, утверждает Обама. Ведущей роли Америки в мире, по его словам, ничто не угрожает, и никто не в состоянии заменить США в этой роли. Но будучи сверхдержавой, Америка не должна подчинять все международно-правовые нормы исключительно своим интересам, а наоборот должна наполнить эти правила жизнью. Таким образом, Обама всеми силами защищает свою внешнюю политику, которую он вел до сих пор. Он старается удержаться на грани между претензиями на мировое лидерство и партнерством с другими странами.
Альтернатива, которую предлагает президент, однако, не лишена рисков. Он хочет совместно с другими оказывать финансовую и логистическую поддержку странам, сталкивающимся с террористической опасностью. Но в американской внешней политике есть масса примеров, когда в конечном итоге оказывалось, что США поддерживали, защищали и вооружали не те силы. Причем, они делали это, не в последнюю очередь руководствуясь собственными экономическими интересами. Это касается многих регионов – от Центральной Америки до Ирана. Международное сотрудничество является шансом избежать повторения подобных ошибок.
Серьезным экзаменом для Обамы станет дальнейшее развитие ситуации в Сирии. Сначала он угрожал тамошнему режиму санкциями в случае нарушения различных «красных линий». Потом они действительно оказались нарушены, но США, по сути, никак на это не отреагировали. Теперь президент должен показать, что это не так, и что путь, предложенный им, является правильным для страны, утопающей в хаосе.
Если ему это не удастся, то он окончательно потеряет свои внутриполитические позиции. Молоток в качестве традиционного инструмента по решению проблем снова будет набирать популярность. И тогда все вернется на круги своя. Карьера военного вновь станет популярной среди американской молодежи. Ведь служба в американской армии, согласно рекламным плакатам, предлагает молодым людям «возможность для путешествий по всему мира на борту военного транспорта».