Запад и Россия по-разному подходят к оценке событий, произошедших после распада СССР. Особенно это стало заметно в связи с событиями на Украине и в Крыму, взгляды на которые диаметрально противоположны.
Позиция Запада хорошо известна и заключается в том, что страны, ранее входившие в советский блок, получили уникальную возможность приобщиться к западным ценностям, участвовать в интеграционных процессах и в системе коллективной безопасности.
Однако для России события, произошедшие после распада Советского Союза, представляются как длинная череда унижений и высокомерия со стороны США и Европы. Ведь с начала 18-го века и до конца 1992 года Россия была великой мировой державой.
Джордж Буш-старший прекрасно осознавал, что нельзя дразнить сильного раненого животного — к нему требуется особый подход.
«Общение с раненым противником так же трудно, как и с тем, кто находится на вершине своего могущества», — говорил Буш-старший.
Однако преемники не стали прислушиваться к его словам, посчитав, что победитель имеет полное право навязывать свои условия. Распад СССР не является победой Запада в военном сражении, это, скорее всего, был провал советской экономической модели.
Преобразования в российской экономике начались с так называемой «шоковой терапии», предложенной Вашингтоном. В результате появилась олигархическая каста, захватившая и удерживавшая контроль над всей страной до прихода Путина. На фоне резкого сокращения социальных расходов произошло обнищание народа. Более 20 миллионов человек в одночасье стали бедняками.
Затем Запад посчитал ненужным признавать за Россией право иметь и защищать сферу своих интересов. В процессе материализации данного тезиса в НАТО вступили Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Эстония, Литва, Болгария, Румыния, Словения и Словакия. На очереди — Грузия и Украина.
Это произошло вопреки заверениям не расширять НАТО на восток, которые Запад дал Горбачеву. Дальше — больше. Бомбардировки Белграда, оккупация Сербии войсками НАТО, последующее признание независимости Косова, несмотря на возражения России, — следующие шагами на пути унижения достоинства Москвы.
Поддержка цветных революций на Украине, в Грузии и Киргизии четко вписывается в рамки так называемой «дорожной карты Свободы», продвигаемой Вашингтоном. В пику Москве Соединенные Штаты осуществляют идею строительства нефтяных и газовых трубопроводов из прикаспийских государств, ранее входивших в состав СССР, в другие страны в обход России.
Таким образом США пытаются отделить бывшие советские республики от российского влияния, а также уменьшить зависимость европейских стран от российских углеводородов.
В то же время Вашингтон активно продвигает создание американской системы противоракетной обороны в Центральной и Восточной Европе, в том числе на территории Польши, Венгрии и Чехии. В случае развертывания ПРО Европы Россия может утратить свой ядерный потенциал.
Действия Вашингтона направлены также на подрыв доверия к Совету Безопасности ООН, где у Москвы с правом вето остается единственная возможность на равных с США принимать решения по важнейшим мировым проблемам.
Вместе с тем события в Ираке и Ливии продемонстрировали всему миру, как Вашингтон в обход СБ ООН, игнорируя позицию России, развернул военные действия в Ираке и Ливии.
В течение 18 лет США ставили различные препоны на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Причиной столь длительной задержки со вступлением России в ВТО была и поправка Джексона-Вэника в отношении России, реликт холодной войны. Поправка была принята в США в 1974 году и стала политическим ответом на закон, ограничивающий эмиграцию советских граждан с высшим образованием.
Шаг за шагом, по всем фронтам Запад и особенно США пытаются всячески оттеснить Россию на задворки мировой политики. Легко себе представить, что в планы Запада входило и создание в Крыму военно-морской базы НАТО. Не в этом ли кроются причины, по которым Путин присоединил Крым к России?
Альфредо Торо Арди — венесуэльский дипломат, академик, автор многочисленный книг по вопросам внешней политики.