Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У руля мира никого нет

© REUTERS/Blair Gable G8 акция протеста
G8 акция протеста
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
G7, G8 и G20 утрачивают свою силу: управляющие глобальной экономикой страны вязнут во внутренних проблемах, угроза ядерного вооружения нарастает, глобальное потепление приближается к необратимой точке, финансовые институты парализованы, мир охвачен кибератаками, политическим и социальным насилием, продовольственный кризис может нагрянуть в любой момент. Наступает время «G-ноль».

Понятием «G-ноль» описывается такой период, в который ни одна страна или альянс не в силах взять на себя требуемую глобальным лидерством ответственность и выработать реалистичное решение мировых проблем. 

Этот термин впервые был употреблен американским политологом, занимающимся анализом глобальных политических рисков, Яном Бреммером в 2011 году. G7, G8 и G20 утрачивают свою силу, управляющие глобальной экономикой развитые страны вязнут во внутренних проблемах, угроза ядерного вооружения постепенно нарастает, глобальное потепление приближается к необратимой точке, финансовые институты практически парализованы, мир охвачен кибератаками, политическим и социальным насилием, продовольственный кризис может нагрянуть в любой момент. О такой эпохе говорит Бреммер. 

А именно о современном мире… О нестабильном, небезопасном мире, в котором в любое время и в любом месте вспыхивает кризис, гибнут люди, исчезают природные ресурсы. 

Книга Бреммера была переведена на турецкий язык под названием «G-ноль — конец эпохи глобальных лидеров и союзов». Прежде всего, Бреммер ищет ответ на вопрос: «Может ли после G-ноль возникнуть более благоприятный для всех порядок или же мы продолжим идти известными нам путями?»

 

G-ноль

 

Мир испытывает воздействие «какофонии» конкурирующих между собой стран, и в сущности «за рулем автомобиля никого нет», — отмечает Бреммер. 

Помимо G7, G8 и G20, понятие «G-ноль» является альтернативой G2 (вероятное партнерство США и Китая) и G3 (торговые интересы в рамках свободного рынка США, Европы, Японии). Все, кто рассматривает G-ноль как нынешний миропорядок, полагают, что «большая семерка» стала нефункциональной, а «большая двадцатка» — многоголосой. Они не верят в способность Китая взять на себя ответственность лидера и критикуют США, Европу, Японию за излишнюю концентрацию на внутренних проблемах.   

Сегодня вряд ли можно утверждать, что с момента первого употребления понятия «G-ноль» произошли какие-либо значимые изменения. В то время как ЕС пытается найти смысл подъема правых партий на недавних выборах, Ближний Восток вновь превратился в алое озеро. Пока Россия бросает вызов Европе в газовой сфере, Китай и Индия, хотя и с не такой, как прежде, скоростью, продолжают идти вперед. Такие проблемы, как глобальное потепление, продовольственный кризис, насилие, кибератаки, по-прежнему не имеют решения. 

 

Смерть журналиста

 

Принимая во внимание период, в котором мы живем сегодня, мы не можем обойти вниманием детективную новеллу «Смерть журналиста». Красной нитью в ней проходит мысль о том, что информация — «опасное оружие», способное убить в случае его неправильного применения. Автор — Элчин Пойразлар, успешный журналист, который многие годы жил за границей. Главный секрет его успеха — это, несомненно, одержимость своей профессией. 

У героя его книги — журналиста Селина Уйгара — мы наблюдаем такую же профессиональную страсть. Сюжет построен на политическом заговоре, концы которого ведут к внутренней борьбе за власть в Америке, и смерти турецкого журналиста, который пытается разоблачить этот заговор. Ценой своей жизни репортер турецкой газеты в Вашингтоне Селин Уйгар стремится раскрыть это преступление и в ходе расследования узнает о разворачивающихся внутри США политических играх. Герой видит, что «Вашингтон — это деревня, где все тайно или явно едят хлеб из одной печи, но единственным ее продуктом является политика». 

Как и Бреммер, Пойразлар представляет образ мира, где нет места спокойствию и стабильности; политика, торговля, СМИ неразрывно смешались, и никто не несет ответственности, которую требует лидерство. 

Это в известном смысле и наш мир…