Прошла половина 2014 года, и мы видим, что влияние технологий и Кремниевой долины на культуру, политику и экономику сильно как никогда (хотя это требует доказательств). И уж вполне определенно, по этому вопросу ведутся чрезвычайно острые дебаты. Salon выбрал пять самых важных тем на этот год.
1) Нейтралитет интернета загнан в угол.
Пока 2014 год является довольно мрачным для принципа, известного как «нейтралитет сети» и означающего, что провайдеры диапазона не должны отдавать преференционный доступ (так называемые высокоскоростные полосы) провайдерам интернет-услуг, которые готовы и могут за это заплатить. В январе месяце апелляционный суд округа Колумбия отверг предварительный план Федеральной комиссии связи США по введению слабой формы сетевого нейтралитета. Не прошло и месяца, как крупнейшая в стране кабельная компания и провайдер широкополосных интернет-услуг Comcast объявила о планах покупки Time-Warner — и непреднамеренно дала нам весьма убедительное объяснение того, почему так важен сетевой нейтралитет. Единственная компания, занимающая доминирующее положение в широкополосном интернете, будет просто иметь слишком много власти, а это может создать колоссальные последствия для нашей культуры.
С этого момента ситуация начала все больше усугубляться. Том Уилер (Tom Wheeler), которого президент Обама решил назначить главой Федеральной комиссии связи, и который раньше был лоббистом кабельной отрасли, предложил новый план сетевого нейтралитета, и этот план незамедлительно раскритиковали как беспомощный и беззубый. В мае компания АТТ объявила о планах слияния с DirecTV. Процесс слияний и поглощений идет полным ходом, и наше правительство не в состоянии управлять его последствиями.
2) Uber занимается поглощениями.
Завершив очередной этап финансирования, компания Uber в настоящее время оценивается в 18,2 миллиарда долларов. Совместно с Airbnb этот стартап из Кремниевой долины стал знаменосцем заветной идеи Долины о «расколе». Это авторитетное предприятие услуг такси подвергается постоянным атакам, однако ясно дает понять, что конечная цель компании выходит далеко за пределы оказания людям транспортных услуг. Uber вынашивает планы превращения в ведущую логистическую транспортную платформу, которая будет способна доставить все что угодно и кому угодно. Uber хочет стать в области перевозок из пункта А в пункт Б, тем же самым, чем Google является в сфере поиска. И конечно, у Google серьезные финансовые ставки в Uber.
Путь у Uber весьма ухабистый. Компания ведет баталии по поводу регулирующих правил с местными органами самоуправления по всему миру, а ее водители все больше возмущаются из-за снижения цен на перевозки и периодически пытаются самоорганизоваться. Но умные деньги видят в Uber одного из важнейших игроков в ближайшем будущем. Экономика совместного пользования сохранится надолго.
3) Год потоковой передачи.
Apple купила Beats, принадлежащую рэперу Dre. Amazon запустила собственный потоковый музыкальный сервис. Google планирует предложить новую платную потоковую платформу. Spotify говорит о наличии у нее 10 миллионов пользователей, а Pandora хвастается тем, что каждый месяц у нее бывает 75 миллионов слушателей.
2014-й мы можем запомнить как год, когда потоковая трансляция стала доминирующим способом, при помощи которого люди слушают музыку. Цифры поражают. Потоковая передача бурно растет, а бесплатная загрузка находится в состоянии свободного падения.
Для потребителя такой сервис как Spotify, предлагающий музыку на все вкусы, это в целом просто чудесно. Но поражает вот что. Прошло целых 20 лет с тех пор, как интернет вверг в хаос музыкальную индустрию, и нам до сих пор абсолютно непонятно, как певцы и авторы песен могут прилично зарабатывать на жизнь в эпоху, в которой музыка по сути дела бесплатная.
У нас без ответа остаются и вопросы о возможных последствиях для музыки той ситуации, которая сложилась сегодня, когда каждое прослушивание отслеживается, каждый твит и сообщение в Facebook фиксируется. Что большие данные могут означать для музыки?
4) Amazon показывает свое истинное лицо.
Ах, какое напряженное полугодие выдалось для Джеффа Безоса (Jeff Bezos). Его компания Amazon познакомила покупателя с собственным ресивером цифрового телевидения, со смартфоном для покупок в Instagram, через который их можно делать где угодно и когда угодно, а также начала злоупотреблять своей почти монопольной властью, борясь за более выгодные условиях с издательскими компаниями.
Долгие годы компания Amazon развивалась благодаря удобству для покупателя и своим низким ценам. В середине 2014 года уже трудно отделаться от ощущения, что мы породили монстра. В этом году об Amazon начали весьма часто негативно отзываться в прессе, причем на самом высоком уровне. И знаете что? Джефф Безос этого заслуживает.
5) Войны с культурой высоких технологий выходят из-под контроля.
В первые месяцы 2014 года район Сан-Франциско стал свидетелем эмоциональных публичных слушаний на тему челночных автобусов Google, прямых действий радикалов против руководителей технологических компаний, драк в барах с теми, кто носит устройство Google Glass, а также устойчивого роста политической напряженности в связи с переселением состоятельных граждан из IT-компаний в кварталы, заселенные неимущими.
Как я писал в апреле, луддиты, несмотря на свои неудачи, способствовали повышению сознания рабочего класса, а идущие в районе Сан-Франциско протесты против сферы высоких технологий имеют ярко выраженную политическую окраску. Тактика здесь используется самая разная, от умело организованных протестных маршей до насильственных акций несовершеннолетних, однако последствия этого понятны всем. Участникам удалось привлечь к себе внимание политических лидеров и средств массовой информации. Сегодня на них смотрят все.
В итоге это может стать самым важным сюжетом 2014 года. В текущем году многочисленные силы и голоса начали оспаривать широко разрекламированные утверждения Кремниевой долины о своих преобразующих действиях и раскрывать пикантные подробности того, как весь этот «раскол» меняет нашу экономику и культуру. Не ждите, что вторая половина 2014 года будет чем-то отличаться.