Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хартия гражданских прав: возрождение забытых законов

© East News / AP Photo/Mohammad Berno, Iranian Presidency OfficeПрезидент Ирана Хасан Рухани
Президент Ирана Хасан Рухани
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В нашей стране существует много законов, но они не выполняются. Составление Хартии гражданских прав на первом этапе представляло собой отбор и анализ существующих в этой сфере законов. Ее главная цель состоит в том, чтобы правительство и вообще вся исполнительная власть в очередной раз изучили сами и продемонстрировали остальным основные установки гражданского общества, которые существуют в нашем законодательстве, но долгое время предавались забвению

С приходом в прошлом году к власти «правительства благоразумия и надежды» Хасана Рухани центральным вопросом в работе правового ведомства при президенте Ирана стало составление Хартии гражданских прав. В целях прохождения юридических формальностей и получения резолюции президента в марте этого года Хартия была представлена на рассмотрение главы исполнительной власти страны. Чтобы узнать о последних изменениях, связанных с Хартией, корреспондент иранского информационного агентства IRNA взял интервью у вице-президента по правовым вопросам, госпожи Эльхам Аминзаде.

IRNA: Уже не раз говорилось, что в нашей стране существует достаточно развитая законодательная база. Для чего тогда нужно составление отдельного кодекса гражданских прав и к чему это приведет?


Эльхам Аминзаде: Наша проблема заключается в том, что у нас слишком много законов, тем не менее? граждане их совсем не знают. Кроме того, президент Хасан Рухани распорядился, чтобы в кодекс гражданских прав были включены такие положения, как свобода слова, права женщин, интеллигенции, инвалидов и тому подобное. Тогда народ будет знать, в каком юридическом документе прописаны эти права. Знание законов имеет большую пользу. Когда люди не знают законов из-за большого их количества, это деморализует обстановку в стране и приводит к коррупции. Если же гражданам известны их права, то им не нужно их добиваться незаконными средствами.

Целью данной Хартии является создание в стране здоровой в юридическом плане ситуации и реализация прав народа. Общаясь с национальными СМИ, я пытаюсь научить людей тому, как использовать законы. Если население научится обращаться с законом и будет пользоваться услугами адвокатов, это создаст благоприятную культуру. Именно в этих целях мы предусмотрели создание института семейного адвоката. В юридическом плане его функции будут сводиться к тому, что в случае необходимости любой гражданин может воспользоваться его услугами.

В нашей стране существует много законов, но они не выполняются. Составление Хартии гражданских прав на первом этапе представляло собой отбор и анализ существующих в этой сфере законов. Ее главная цель состоит в том, чтобы правительство и вообще вся исполнительная власть в очередной раз изучили сами и продемонстрировали остальным основные установки гражданского общества, которые существуют в нашем законодательстве, но долгое время предавались забвению. Сейчас правительство считает себя обязанным выполнять забытые некогда законы. Возможно, в этом и заключается основной смысл Хартии гражданских прав. Напомню, что сам президент является юристом по образованию, имеет депутатский опыт работы в парламенте и хорошо разбирается в законодательных принципах и самих законах.

В первую очередь, Хартия гражданских прав представляет собой выполнение Конституции. Согласно пункту 113 Основного Закона, ответственность за выполнение Конституции несет президент. Один из ее важнейших разделов посвящен правам, которыми наделяются граждане.

На протяжении долгих лет для воплощения этих прав в стране вводились определенные законы, однако многие из них на деле не выполнялись. На самом деле целью президента по составлению Хартии гражданских прав является определение для правительства конкретных стратегических задач. Таким образом, в нынешний период господства умеренных взглядов позиция правительства заключается в стремлении следовать закону и восстановлении забытых прав граждан.

На мой взгляд, для этого правительство начало работу с себя, чтобы еще раз определить свои обязанности и сделать все для реализации прав граждан, которые, в свою очередь, должны знать о собственных возможностях.

Хартия гражданских прав не только представляет собой закон, это целая стратегия, некий документ руководства, с опорой на который правительство собирается управлять обществом. Законы действительно существуют, но они не исполняются. Правительство выводит их из тени, предусматривает для них конкретные инструменты, чтобы воплотить в жизнь некоторые идеалы Исламской революции и конституции Ирана.

– Насколько Хартия гражданских прав соответствует целям, заявленным в проекте «Двадцатилетней перспективы», и связаны ли как-то между собой эти два документа?

– В документе «Двадцатилетняя перспектива» мы обязались стать первой страной региона. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо ориентироваться на закон и покончить с коррупцией и дискриминацией. Конечно, с большим опозданием, но мы все же надеемся, что путем значительных усилий и договоренностей, заключенных с разными институтами власти, мы сможем добиться в стране главенства закона и преимущества гражданских прав.

В некоторых развитых странах существуют очень тесные связи между экономическими и правовыми структурами, однако в неразвитых обществах все обстоит иначе, что является причиной безответственной финансовой политики, подмывающей основу правящих режимов.

– На днях президент напомнил представителям судебной власти о презумпции невиновности. Как этот принцип прописан в Хартии гражданских прав, и что является гарантом его выполнения?

– В Хартии гражданских прав и в плане судебной справедливости презумпция невиновности является одним из конституционных и юридических принципов. Презумпция невиновности тесно связана с исламским учением, относится к числу основных прав человека, а упоминание о ней содержится даже в шариате. Этот принцип прописан в конституции и, конечно же, в Хартии гражданских прав.

Гарантом исполнения данного принципа в Хартии является тот же орган, который обеспечивает реализацию других законов данного документа. Кроме того, правительство делает значительный акцент на соблюдение этого принципа.

В новом Гражданском кодексе, который является одним из важнейших достижений работы законодательных органов страны, обозначился очевидный прогресс в плане признания гражданских прав. В частности, там ясно прописано, что задержание граждан может осуществляться только на основании специального вердикта суда, в то время как раньше судебные инстанции для наложения ареста использовали общий вердикт. В документе подчеркивается, что заключение под стражу невозможно в ночное время суток. Также там содержится указание на то, что общественные организации могут в качестве истца выступать на судебных разбирательствах и требовать соблюдения гражданских прав. Все эти положения самым лучшим образом отражают все то, что существует ныне в гражданском праве.

Соблюдение данных прав, а также провозглашение в Иране специального дня исламских прав человека и гражданских прав свидетельствуют о том, что гражданские права – это не простое обещание исполнительной власти, а общий курс всего государства. У нас есть веские основания надеяться, что исполнительная и судебная власти продолжат сотрудничать в этом направлении и сохранят единство взглядов.

– Расскажите о работе контрольно-исполнительного органа. Будет ли он находиться в ведомстве исполнительной власти, или в нем будут сотрудничать представители обеих ветвей власти?


– Если в обязанности исполнительной власти войдет выполнение хартии, то вполне естественно, что контролирующий орган будет находиться в ведомстве этой власти, а все другие ее инстанции будут ему подотчетны. Если же он выйдет из-под контроля исполнительных властей, для его функционирования придется разработать другую схему.

В опубликованном проекте Хартии предусматривается два контролирующих органа. Один – Национальный центр гражданских прав, который будет создан под эгидой правового ведомства при президенте Ирана при утверждении его членов коллегией министров. Таким образом, этот орган будет находиться в ведомстве исполнительной власти. В проекте также указывается, что правительство обязуется в течение определенного срока предоставить на рассмотрение парламента проект об учреждении организации с участием представителей разных ветвей власти, которая должна осуществлять контроль в плане соблюдения гражданских прав. Если речь идет об этой организации, то ее создание требует одобрение парламента и прохождения всех формальных процедур.

Однако на первом этапе, вероятнее всего, некий контролирующий орган будет создан под началом исполнительной власти.

– Судебная власть тоже предпринимает некоторые меры в плане соблюдения гражданских прав. Сотрудничает ли с ней в этом правовое ведомство при президенте?

– Если считать, что проблема соблюдения гражданских прав является исключительно прерогативой исполнительной власти, то с учетом существующего разделения властей в стране, скорее всего, каждая из ветвей будет реализовывать их в сфере своей компетенции. Взаимодействие двух властей требует соблюдения определенных условий. В принципе, оно, конечно, возможно. К примеру, в период подготовки Хартии мы сотрудничали с представителями двух других ветвей власти, в частности, с главами двух законодательных органов: Ассамблеи по определению государственной целесообразности и Наблюдательным советом. Мы провели консультации с каждым ведомством, где сталкиваются с проблемой соблюдения гражданских прав, узнали их мнение на этот счет и пояснили свои цели. Проведен общий мониторинг существующих мнений, однако на практике к контролю ситуации в каждой ветви власти еще придется вернуться.

– К чему привело сотрудничество по составлению Хартии с мусульманскими правоведами?


– Уже положено начало изучению связей существующих законов с юридическим наследием мусульманского права. Мы также поощряем мусульманских правоведов к тому, чтобы они предлагали свои решения существующим социальным проблемам. Помимо Центра мусульманского законоведения, находящегося в ведении парламента, существуют и другие подобные учреждения, с которыми тоже ведется работа. Ее целью является узнать мнение мусульманских законоведов об общественных, частных, торговых и других правах, чтобы потом использовать это при составлении новых законов.

– Какой в этой связи должна быть роль средств массовой информации?


– В отношении гражданских прав нам бы хотелось, чтобы в обществе сложилось представление о том, что уклонение от закона не является какой-то заслугой. Напротив, это говорит о слабости и недостатках, а если кто-то считает иначе, то его ждут большие трудности.

Соблюдение законов – это честь для каждого гражданина, который знает их и должным образом исполняет. Нам необходимо развивать у людей культуру соблюдения законов. Уходить от законов значить проявлять слабость.

Мы рассчитываем, что внедрять такую культуру будут не только законодательные, исполнительные и судебные органы, но и средства массовой информации, чтобы граждане не только знали собственные права и обязанности, но и уважали права других людей.

Знание своих прав и обязанностей постепенно будет способствовать формированию культуры уважения к закону и его абсолютной власти, ведь здоровье общества с культурной, социальной и экономической точек зрения зависит от соблюдения законных норм.

С этой целью наше ведомство подписало соглашение с Министерством образования, согласно которому для дошкольников и школьников разных возрастов будут проводиться специальные занятия с ориентацией на практическое применение.

Кроме того, учреждена рабочая группа и решено, что в план шестой программы пятилетнего развития, составление которого начали в прошлом месяце, будут предусмотрены условия для лучшего соблюдения различных гражданских прав.

В плане работы СМИ, которые охватывают все слои общества, решено провести совещания с участием ответственных сотрудников различных информационных служб, целью которого должно стать формирование у граждан правого сознания путем создания специальных телевизионных программ, документальных фильмов и того подобного.

При этом мы хотели бы знакомить граждан с законодательством опосредованно, используя при этом уникальное мастерство телевизионных деятелей, и надеемся, что постепенно это поможет сформировать в нашем обществе уважение к законам.