Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидеры ХАМАС прекрасно видели, что израильский ответ мог бы стать катастрофой для движения. Они и так уже оказались почти в положении изгоев, растеряли большую часть военных, финансовых (нет денег даже на зарплату сотрудникам) и политических сил. Они лишились большей части источников поддержки в регионе и рассчитывали воспользоваться ситуацией, чтобы вернуться в игру.

Несмотря на весьма благоприятный для Израиля международный контекст (некоторые его геополитические противники пошатнулись или даже рухнули после арабской весны), перспективы эскалации в секторе Газа вызывают серьезное беспокойство у части руководства страны. Как бы то ни было, движение ХАМАС, первый представитель вооруженного палестинского сопротивления, так и не смогло воспользоваться этой исторической возможностью.

Хотя региональный геополитический контекст, при всей его неопределенности, еще никогда не был настолько благоприятным для еврейского государства с момента его создания в 1948 году (сильная египетская власть стала союзником Израиля и ведет борьбу против «Братьев-мусульман», Сирия чрезвычайно ослаблена и вот уже три года раздирается на части гражданской войной, «Хезболла уделяет все внимание тем же Сирии и Ливану, который и сам стоит на грани гражданской войны, Ирак стал вторым по величине после Сирии театром столкновения суннитов и шиитов, американцы и иранцы близятся к договору по атому...), перед израильским руководством в полный рост встал призрак единственной и самой опасной, по его мнению, стратегической угрозы для государства: третьей интифады.

Почему третьей интифады не будет


Напряженность резко подскочила вверх после того, как 1 июля в Иерусалиме было найдено тело молодого палестинца, которого, по всей видимости, похитили и сожгли живьем еврейские экстремисты (их, кстати, уже задержали израильские полицейские). Они, вероятно, хотели поквитаться за похищение и зверское убийство трех израильских подростков поблизости от Хеврона в июне этого года.

После этого из сектора Газа начался массированный ракетный обстрел юга Израиля, а сотни палестинцев схлестнулись с сотрудниками израильских сил безопасности в Восточном Иерусалиме. Хуже того, на севере страны вспыхнули настоящие восстания в арабских городах и деревнях. Израильские арабы перекрыли дороги и забросали камнями военных, полицейских и простых израильтян.

Этот момент, наверное, вызывает самую большую тревогу. Во-первых, израильские арабы еще никогда так сильно не выражали своего недовольства и к тому же практически не принимали участия в интифадах 1987 и 2000 годов. Далее, хотя израильские военные и полицейские сделали для себя нужные выводы и многое вынесли из предыдущих палестинских восстаний, а в генеральном штабе сейчас работают блестящие офицеры, все специалисты по палестинской повстанческой борьбе, в том числе и министр обороны генерал Моше Яалон, считают, что новая интифада может стать катастрофой для Израиля.

Кроме того, нельзя исключать и появления еврейских вооруженных отрядов (из поселенцев или кого-то еще), которые захотят самостоятельно добиться справедливости. Справиться с такой беспрецедентной ситуацией, безусловно, было бы очень непросто. Наконец, если эта гипотетическая третья интифада затянется, то неприятных ошибок избежать не получится, а по имиджу еврейского государства будет нанесен новый тяжелейший удар, который усилит его изоляцию на международной арене.

Но действительно ли такая изоляция может серьезно навредить Израилю? Судя по прошлому, утверждать нечто подобное сейчас было бы преждевременно. Получается, что самым трудным для израильских сил безопасности стала бы сфера новостей и пиара. И пока что нет никаких указаний на расширение и обострение выражения арабского недовольства.

Тем более что на самих палестинских территориях все осталось относительно спокойно. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас совершенно не заинтересован в ухудшении своих, пусть даже и хаотических, отношений с еврейским государством. Кроме того, стоит напомнить, что благодаря международной помощи, а также эффективному управлению Палестинской автономии социально-экономическое положение палестинцев на западном берегу реки Иордан (как и израильских арабов) пусть и еще далеко от идиллии, но уже лучше, чем у арабов из соседних стран...

В настоящий момент видные общественные, религиозные и политические деятели из тех арабских поселений, где все еще продолжаются волнения, пытаются сделать все (при активном сотрудничестве с израильскими властями), чтобы остудить горячие головы и прекратить насилие. В целом, эта вспышка гнева может продлиться еще какое-то время, несколько недель или несколько месяцев, но точно не достигнет размаха двух прошлых интифад. Постепенно она угаснет сама по себе.

Большая ошибка ХАМАС

Что касается потенциального вмешательства сил ЦАХАЛ в Газе, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поначалу решил выиграть время. Его ультиматум насчет прекращения ракетного обстрела истек вечером 28 июня, но пуски продолжились дальше... Чтобы успокоить израильтян, в качестве ответной меры он поначалу довольствовался распоряжением о задержании вторых людей в ХАМАС и нанесении точечных авиаударов по четко обозначенным целям (прицельное уничтожение террористов, разрушение пусковых установок...).

Несмотря на давление некоторых министров и части общественного мнения, а также опасность распада правительственной коалиции (7 июля министр иностранных дел Авигдор Либерман сообщил о разрыве парламентского альянса с партией «Ликуд», хотя и остался в правительственной коалиции), Биньямин Нетаньяху, как и говорил, хотел сохранить «холодную голову».

Премьер прекрасно понимал, что «непропорциональный ответ» с широкомасштабной военной акцией подобно операции «Литой свинец» 2008 года нанесет роковой удар по ХАМАС. Но он также хорошо осознавал и последствия подобного решения: со стороны международного сообщества посыпались бы осуждения и критика, а разразившийся хаос только усилил бы позиции других, еще более опасных и непримиримых исламистских и салафитских групп. Отсюда и его осторожность.

Лидеры ХАМАС в свою очередь тоже прекрасно видели, что массированный израильский ответ мог бы стать катастрофой для движения. Они итак уже оказались почти что в положении изгоев, растеряли большую часть военных, финансовых (у них сейчас больше нет средств даже на зарплату сотрудникам, отсюда и «примирение» с Палестинской автономией) и политических сил. Они лишились большей части источников поддержки в регионе и рассчитывали воспользоваться ситуацией, чтобы вернуться в игру. Поэтому они тоже пытались выиграть время: до 7 июля в ход шли ракеты, которые не могли нанести серьезный ущерб или достигнуть Тель-Авива.

Как ни парадоксально, но эта тяжелейшая ситуация могла гораздо быстрее ожидаемого превратить ХАМАС в серьезного партнера Израиля (этого уже давно добивались некоторые израильские официальные лица и в том числе бывший глава «Моссада» Эфраим Халеви). Тогда были начаты тайные переговоры при содействии египетских спецслужб.

Некоторые в руководстве ХАМАС были склонны принять предложение о прекращении огня. Хотя Израиль отклонил их главные требования (снятие блокады Газы, освобождение заключенных...), а условия соглашения были слегка не в их пользу, некоторые политические лидеры понимали, что этот первый контакт на самом деле мог многое изменить (его могли бы воспринять как нечто вроде утверждения легитимности движения), и что в дальнейшем было бы возможно все.

К сожалению, военное крыло ХАМАС не захотело воспользоваться осторожностью Нетаньяху и ухватиться за предоставленную возможность. В конечном итоге «политики» проиграли «военным» из бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам» и еще более радикальных исламистских группировок.

Эти военные лидеры ХАМАС отказались от прекращения огня и усилили обстрелы Израиля, превратив в заложники собственное мирное население Газы. Они сделали выбор в пользу «самоубийственного» решения о масштабном столкновении с еврейским государством. Как бы то ни было, подобная политика эскалации граничит с безрассудством, потому что обречена на неизбежный провал. Если бы экстремисты из ХАМАС читали Сунь-цзы, они бы знали, что никто не начинает войну без уверенности в победе и тем более при перспективе окончательной потери всего и вся!

Дело в том, что испытывающий на себе огромное давление израильский премьер просто не мог и дальше занимать выжидательную позицию и объявил 8 июля о начале операции «Несокрушимая скала».

С тех пор у границы Газы находятся 40 000 резервистов и тяжелые танки. Тем не менее, наземная атака с применением пехоты пока что представляется маловероятной. Скорее всего, израильское руководство продолжит и дальше устраивать массированные и впечатляющие, но хирургически точечные удары по уничтожению складов оружия, баз, пусковых установок ракет, а также ликвидации лидеров ХАМАС и Исламского джихада.

ХАМАС в условиях нового соотношения сил

Прежде всего, нужно отметить, что такие акции, как проникновение палестинских террористов или ракетный дождь, который шел и будет идти по всей территории Израиля (не только на юге, но и у Тель-Авива и Иерусалима), совершенно неэффективны. Ракеты наносят лишь очень незначительный ущерб, а самые большие из них сбивает высокоэффективная израильская оборонная система «Железный купол». Кроме того, без внешних источников снабжения (идущие в Египет туннели закрыты, а израильский флот не дает никому подойти к побережью) боезапас ХАМАС растает как снег на солнце.

Кроме того, не стоит забывать о том, что хотя израильтяне и живут на западный манер, всем им свойственна одна важная отличительная черта: их с самого детства готовят к подобным ситуациям и учат, как с ними справляться. Они могут легко продержаться так очень долгое время, как уже доказало усеянное терактами и воем сирен прошлое.

Что касается израильского истеблишмента, ему неизбежно придется иметь дело с критикой и обвинениями международного сообщества, как это всегда бывает при силовых операциях армии и особенно при наличии «сопутствующего ущерба». Тем не менее, обстановка в мире и регионе серьезно изменилась: это касается новых исламистских угроз в арабском мире (Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Ирак...), которые затронули в том числе и Европу...

В конце концов, что значат, бесплодные призывы к миру и словесные осуждения, например, все той же ООН, по сравнению с пусть даже не слишком охотной поддержкой Израиля со стороны США, тайным, но вполне реальным военным содействием от Иордании и Египта и, наконец, неизбежной помощью Москвы, которая стала новым союзником Тель-Авива?

ХАМАС же окажется в еще большей изоляции. Мы уже видели это недавно на примере египетских эмиссаров, которые больше не играют роли посредников, как в прошлом. На этот раз они только передали послание израильтян для лидеров исламистов! Да, в заявлениях Лиги арабских государств по-прежнему звучит критика Израиля, и она все еще предоставляет дипломатическую поддержку палестинцам. Но опять-таки у арабских стран сейчас хватает и других проблем. Кроме того, египетские «Братья-мусульмане» сейчас выведены из игры, а Сирия и Иран разорвали связи с этим террористическим палестинским движением. Сегодня арабы едва ли более склонны сложить головы в борьбе за палестинцев и Газу, чем на протяжение последних 60 лет.

Даже Махмуд Аббас, несмотря на недавние заявления (он открыто назвал израильскую операцию «геноцидом палестинского народа») и стремление стать единственным посредником в кризисе, в конечном итоге будет вынужден так или иначе положить конец внутрипалестинскому примирению и принести ХАМАС в жертву (движение сейчас — всего лишь тень себя прежнего) на алтаре реальной политики и возможного мирного соглашения.

Какими будут результаты операции «Несокрушимая скала»?

Сколько бы ни продлилось вмешательство Израиля, ХАМАС поставят на колени или даже закопают в землю. Как и во время прошлых израильских операций в Газе в 2008 и 2012 годах, лидеры ХАМАС (или того, что от него останется) в конечном итоге все равно попросят перемирия. Однако условия такого соглашения будут еще более невыгодными для палестинцев, чем предложенные до 7 июля. Исламистские группы неизбежно укрепят свое положение. Газа погрязнет в анархии, а у Израиля больше не останется хоть сколько-нибудь достойного переговоров собеседника в секторе. Тогда ЦАХАЛ может нанести новый удар по собственному усмотрению, куда меньше осторожничая с целями.

А мирное палестинское население и в первую очередь дети из Газы будут как всегда платить самую высокую цену за очередные политические, тактические и стратегические ошибки ХАМАС.

Ролан Ломбарди, независимый консультант и аналитик JFC-Conseil, специалист по международным отношениям, Магрибу и Ближнему Востоку.