Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда из-за политики сбивают самолеты

Летевший над зоной конфликта самолет Malaysia Airlines был сбит ракетой, которую по ошибке могла пустить одна из сторон. Подобная трагедия происходит, увы, отнюдь не впервые: в прошлом гражданские самолеты уже падали по политическим причинам

© REUTERS / Maxim ZmeyevНа месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines
На месте крушения Boeing 777 компании Malaysia Airlines
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самое интересное во всем этом - то, что мы задаем себе вопрос «как и чем?», не задумываясь о «почему?», то есть о том, кто совершил преступление. Сложно представить себе, что кто-то из участников украинского конфликта мог быть заинтересован в уничтожении гражданского лайнера. Тут определенно произошла ошибка. Нужно прояснить ситуацию.

Для того чтобы взвешенно рассмотреть вопрос уничтожения воздушного транспорта, нужно уметь различать ситуации трех типов, которые определяются правом и страховыми компаниями. Как бы то ни было, провести их четкие границы все же непросто.

Мирная зона: аварии происходят редко и непреднамеренно, связаны с человеческим фактором или техническими неполадками. В то же время это не отменяет возможного риска в результате террористической угрозы.

Кризисная зона: результатом крушения могут стать как непреднамеренные, так и преднамеренные действия.

Военная зона: позволено все. Маршруты гражданских рейсов не должны проходить в воздушном пространстве над этими зонами. Авиакомпании обязаны их изменить.

В целом воздушное пространство отличается хорошей организацией, а на самолетах установлены системы связи и информирования вроде ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System — Адресно-отчетная система авиационной связи). Был оборудован ей и Boeing 777 Malaysian Airlines.

Atlantico: Обстоятельства падения самолета Malaysian Airlines до сих пор остаются невыясненными, однако уже сейчас можно с определенной долей уверенности утверждать, что крушение связано с возросшей политической напряженностью. Какой гражданский рейс впервые сбили в похожих условиях? И к каким последствиям это привело?

Франсуа Жере
: Самое интересное во всем этом - то, что мы задаем себе вопрос «как и чем?», не задумываясь о «почему?», то есть о том, кто совершил преступление. Сложно представить себе, что кто-то из участников украинского конфликта мог быть заинтересован в уничтожении гражданского лайнера. Тут определенно произошла ошибка. Нужно прояснить ситуацию. За последние несколько недель пророссийские мятежники смогли сбить несколько самолетов украинской армии, продемонстрировав тем самым возможности, которые выходят далеко за рамки импровизации. Вполне вероятно, что Boeing спутали с самолетом украинской армии, и что перешедшие в пророссийский лагерь бывшие украинские военные открыли огонь по неустановленной цели. В военных зонах такое бывает. Это ставит перед нами еще один малоприятный вопрос: как сегодня авиакомпании могут осознанно отправлять самолеты по маршрутам, которые проходят через военные зоны?

— В 1980 году DC-9 разбился у побережья Сицилии. В него, вероятно, попала натовская ракета. Стало ли нам сегодня известно больше о том происшествии?


— Сюда также стоит отнести произошедшее чуть ранее падение самолета Air France у берегов Корсики. В обоих случаях мы так и не получили официальных объяснений. Силы НАТО, как и любая другая армия, проводят испытания техники. В таких случаях принимаются все меры предосторожности, но если самолет отстает от летного графика, а в системе наведения ракеты есть неисправность, это может привести к катастрофе.

— В 1988 году рейс 103 Pan Am рухнул у шотландской деревни Локерби после взрыва попавшей на борт бомбы. Это происшествие породило огромное множество теорий насчет того, кто несет ответственность за преступление. Какими тогда были обстоятельства и последствия?

— Сюда также стоит добавить падение рейса DC 10 UTA в 1989 году, в результате которого погибли 170 человек.

Никто так и не взял на себя ответственность за эти теракты, однако они происходили в условиях острого кризиса между США, Францией и Ливией. Рейган попытался устранить Каддафи с помощью авиаудара, который лишь чуть-чуть прошел мимо цели, а Франция напрямую сражалась с ливийцами в Чаде.

Эти теракты в конечном итоге можно записать на совесть ливийских спецслужб, и они, скорее всего, стали ответной мерой. Только 20 лет спустя вернувший себе благосклонность международного сообщества полковник Каддафи все же согласился выплатить компенсации семьям погибших.

— В 1983 году, под конец холодной войны, советская авиация сбила рейс 007 Korean Airlines, который следовал с Аляски в южную Корею. С чем было связано это решение? Породило ли оно новый всплеск напряженности?

— На Западе 1983 год был годом ядерного кризиса в Европе. На Дальнем Востоке напряженность между США и Советским Союзом приняла весьма серьезный оборот. Условия ведения огня были довольно свободными. Разведывательные самолеты обеих сторон летали у самого воздушного пространства противника. Советские военные могли спутать KAL 007 с американским самолетом-шпионом. Но это сомнительно. Скорее всего, это просто был «жесткий сигнал». И он еще больше усилил напряженность.

К числу трагических ошибок можно отнести и падение Airbus Iran Air, который сбил американский корабль USS Vincennes в 1988 году (274 погибших). Это произошло на фоне войны с Ираном и Ираком Саддама Хусейна, которого тогда поддерживали США. Некоторые увидели в этом попытку запугать Иран и заставить аятоллу Хомейни согласиться на прекращение огня. Тем не менее, никаких доказательств этого нет.

— Самое значимое падение самолета произошло 11 сентября 2001 года. Особое положение этих событий объясняется задействованием сразу четырех самолетов, беспрецедентным количеством жертв и серьезными геополитическими последствиями. Не могли бы вы схематически обрисовать цепь событий, которые породило то происшествие?

— Использование гражданских самолетов как оружия против гражданских целей действительно стало своего рода инновацией. Поэтому оно не только причинило сильный ущерб, но и произвело глубочайшее впечатление.

США оказались вынуждены дать мощный ответ. Они отклонили ядерный сценарий, потому что «Аль-Каида» не была государством и не могла стать целью массированной атаки. Поэтому США нанесли удар по Афганистану: тот находился под властью талибов, которых вполне справедливо обвиняли в укрывательстве Бин Ладена. Тем не менее, администрация Буша решила воспользоваться случаем и устранить Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году. Это и создало условия, последствия которых прекрасно видны нам всем сегодня, десять лет спустя.

— Произошли ли с 2000 года какие-либо события, похожие на падение самолета Malaysian Airlines на Украине? Наносились ли удары по военным транспортникам? Как это соотносится с правилами войны?

— Во время войны сбивают все, особенно военные транспортники. Цель — убить врага. Никаких других правил тут нет.

Франсуа Жере — историк, специалист по геостратегии, основатель и президент Французского института стратегического анализа (IFAS)