Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ислам — это угроза?

Тот, кто приравнивает понятия «ислам» и «исламисты», идет на поводу у радикалов

© East News / Xinhua / eyevineМусульмане молятся во время праздника Ид аль-Фитр в Маниле, Филиппины
Мусульмане молятся во время праздника Ид аль-Фитр в Маниле, Филиппины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нигде больше не происходит столько войн, как в кризисном регионе, простирающемся от Северной Африки через Левант до Гиндукуша. У стран этого региона есть кое-что общее — они мусульманские. И у террористических организаций «Боко Харам» и «Исламское государство» есть что-то общее — они ссылаются на ислам. Но справедливо ли утверждать, что ислам не совместим с современностью?

Тот, кто приравнивает понятия ислам и исламисты, идет на поводу у радикалов. И не замечает, как много существует либеральных мусульман, которые приспосабливают свою веру к требованиям современного мира.

Четверть века назад французский исследователь ислама Максим Родинсон (Maxime Rodinson) написал книгу «Притяжение ислама». Но с того времени ислам успел стать угрозой. Нигде больше не происходит столько войн, как в кризисном регионе, простирающемся от Северной Африки через Левант до Гиндукуша. У стран этого региона есть кое-что общее — они мусульманские. И у террористических организаций «Боко Харам» и «Исламское государство» есть что-то общее — они ссылаются на ислам. Несколько недель назад на улицы европейских городов вышли пропалестинские демонстранты с антисемитскими лозунгами.

Ислам сосредоточен на насилии и не совместим с современностью. В пользу этого тезиса говорит хоть и многое, но для приговора это слишком просто. Проблема заключается не в самом исламе, а в мусульманах, которые его практикуют. Такие мировые религии, как христианство или ислам, существуют такое долгое время только потому, что они проявляют гибкость и дают верующим пространство и возможность постоянно приспосабливаться к новому. Ислам многое допускает потому, что одна сура Корана говорит одно, а другая — противоположное.

В каждой эпохе в исламском мире существовали террористические группы. В 12 веке ассасины были тем, что сегодня представляет собой «Аль-Каида» и ее последователи. Они были и продолжают оставаться опасными. Но из них в то время не возникли массовые движения, наоборот. Арабские мусульмане в VII веке завоевали без борьбы Левант только по той причине, что живущие там христиане посчитали их освободителями, сравнивая с репрессивной византийской государственной церковью.

200 лет назад Гете прочитал произведение «Диван» персидского поэта Хафиза. Пять лет спустя своим «западно-восточным диваном» он поставил памятник мусульманскому востоку. Гете был впечатлен либеральной практикой ислама Хафиза. Никогда он не воодушевлялся тоталитарным исламом. Исследователь ислама из Мюнстера Томас Бауэр (Thomas Bauer) в отношении эпохи классического ислама, которую символизирует Хафиз, то есть века раннего ислама, ввел понятие толерантности многозначности. Многообразие дискурсов, в том числе, в трактовке Корана и многозначность, которую представлял Хафиз в своих произведениях, были не источником злости, а логичной частью повседневности. Мусульмане уничтожили эту многозначность только в ходе процесса модернизации. Потому что только в ежедневной конфронтации с превосходящим по силам Западом возникла потребность сильной правды.

Многие посягают на ислам

Сегодня толерантность многозначности определяет ход мысли мусульман. Как салафиты себя считают единственными представителями ислама, так многие на Западе попадают в их ловушку — мол, должен существовать только один ислам. Но этот Homo islamicus, чьи мысли и действия должны вращаться только вокруг ислама и ничего более, не годится для повседневной жизни.


Среди экстремистов есть тип, который все подчиняет своей правде. Но большинство мусульман приспосабливаются без изменений. Светский сирийский философ Садик аль Азм (Sadik al-Asm) отметил, что догматический ислам из-за подчеркивания монотеизма несовместим с современностью, исторический же ислам постоянно приспосабливается как динамичная и эволюционирующая вера.

Многие сегодня посягают на ислам. Саудовская Аравия и Иран легитимировали с его помощью свое господство. Средний слой развивает «деловой ислам», который хорош для индивидуальной свободы и современного общества; экстремисты, ссылаясь на ислам, прибегают к насилию и действуют в ожидании исцеления.

Ислам сегодня находится, несомненно, в глубоком кризисе. Многие мусульмане — будь то Турция, Индия или Индонезия, живут в демократических странах. Проблему представляют арабские мусульмане. В арабском мире с протестного 2011 года заканчивается постколониальная фаза. Колониальные державы после Второй мировой войны оставили эти государства. Люди не идентифицируют себя с ними, ислам стал определяющей идентичность заменой национализма. Сегодня распадаются многие государства. Военные группы, ссылаясь на ислам, стремятся к власти.

При этом всходят ростки, которые долгие десятилетия сеяла Саудовская Аравия. Происходит легитимация королевства при помощи симбиоза — господства и пуританского ваххабитского учения. Оно символизирует нетолерантность и призывы к борьбе с неверующими и представителями другой веры. Мусульмане должны понять, что для этого типа мусульман в мире еще нет места, и что ему не хватает положительной энергии, чтобы стать цивилизацией. И что именно поэтому ислам воспринимается как угроза.